Индо-парфянское царство – ИСТОРИЯ
Отдельно от саков, которые мигрировали в Индию, создав Индо-скифское царство, но практически в одно время существовало ещё одно сакское княжество в Систане (часть современных провинций Ирана Систан и Белуджистан и Афганистана Нимроз). В конце II века до новой эры это княжество полностью подчинилось Парфии, но к концу I века до н. э. обрело независимость и завоевало почти все территории Индо-скифского царства.
Карта Индо-парфянского царства
В истории Древней Индии это княжество известно как Индо-парфянское царство. Основателем его был Гондофар I, представитель сакской династии Суренов, ведущей свою родословную от III века до нашей эры. Он захватил территории Пенджаба и Синда, входившие в состав Индо-скифского царства. Кроме того, есть мнение, что многие из правителей-вассалов перешли под его власть от индо-скифов. Столица располагалась в Таксиле и только в последние годы существования царства её перенесли в Кабул.
Гондофар в парфянской одежде. Изображение с монеты его чеканки
Имя «Гондофар» означает «Держатель Славы». Впоследствии оно стало титулом и использовалось несколькими царями.
Что касается самого Гондофара I, то его имя связывают с библейскими волхвами, пришедшими с востока поклониться младенцу Иисусу Христу. Он вполне мог быть одним из них – Каспаром, потому что его имя проникло в западные языки через армянское «Гастафар» как «Гаспар». Но всё же нет никаких чётких доказательств, что это предположение верно.
Поклонение волхвов. Паоло Веронезе. 1573 г.
В отличие от индо-греков или индо-скифов, индо-парфянские правители, скорее всего, не поддерживали буддизм. По крайней мере, какие-либо исторические данные об этом (такие как религиозные тексты, записи, легенды) отсутствуют. Не найдены также изображения слона или быка – религиозные символы, которые очень часто использовались предшествующими правителями. Кроме того, на индо-парфянских монетах никогда не было триратны.
Считается, что индо-парфяне сохранили зороастризм, появившийся как следствие иранского завоевания самих саков. А эллинистические храмы, оставшиеся со времен индо-греков, вполне могли использоваться в качестве зороастрийских храмов огня. В дальнейшем эта иранская мифологическая система была отчасти унаследована кушанами, правившими на этих территориях после них.
Поклонение огню. Возможно, Зороастризм. Индо-парфянская палета
При раскопках найдено большое количество палет – тонких каменных плит с рельефным изображением. Эти находки датируются II веком до н.э. – I веком н. э. и являются замечательными образцами индо-парфянского искусства, в котором заметно греческое и персидское влияние. Очень часто на этих палетах в мифологических сюжетах люди изображаются в греческом платье, а также в традиционных индо-парфянских одеждах: коротких куртках, мешковатых штанах и головных уборах на густых волосах.
Империя, созданная Гондофаром I, была очень большой, но со слабой вертикалью власти, а потому после его смерти долго не просуществовала. Царство охватили междоусобицы, сделав его легкой добычей, чем скоро смогли воспользоваться кушаны, захватив к концу I века большинство индо-парфянских территорий и вернув Систан под контроль Парфии.
Ну, и в конце немного современной Индии вам в ленту: