Ирула – народ-змееносец. Часть 1. КУЛЬТУРА
Нет, не «знаменосец» и не «богоносец». В заголовке всё написано правильно.
Сегодня мы расскажем вам об экзотическом племени, затерянном в индийском штате Тамилнад, – племени ирула.
Необычное ремесло
Племя интересно и знаменито своим многовековым ремеслом – ловлей ядовитых змей: очковых кобр, гадюк Рассела и азиатских бонгар. Причём ирула достигли в своём деле такой ловкости, что змей ловят даже малые дети, да и вообще, по некоторым данным, у ирула даже выработался иммунитет к яду.
По крайней мере, они успешно спасаются от укусов какими-то местными травами и отварами. Хотя укусы случаются крайне редко – сноровку в обращении с ними ирула проявляют необычайную.
Раньше змей добывали ради их кожи, но в 1972 году вышел закон, запрещающий такую добычу, и это весьма пошатнуло жизнь племени. Племя, и без того крайне бедное, даже нищее, чуть было не лишилось одной из основных статей дохода. Но вскоре они нашли новый, прекрасный способ вписаться в реалии современности. Они продолжили добывать змей, но не кожи ради, а сыворотки для.
Дело в том, что в Индии фиксируется около 46 000 случаев смерти от укусов змей ежегодно! А ещё множество смертей и не фиксируется вовсе. Укусит какого-нибудь неприкасаемого гражданина змея в джунглях – и всё, остаётся ему 8-10 минут жизни. Отряд не заметит потери бойца, ведь паспорта не было у молодца… Так что это – большая проблема, и ирула помогают её решить. Они отлавливают змей, затем доят яд: дают кусать глиняные горшки обтянутые кожей. Повторив процедуру несколько раз, отпускают змею опять в джунгли, ядок нагуливать. До новой поимки, разумеется. Далее из яда делают сыворотку и поставляют в больницы. Благодаря работе ирула смертность значительно снизилась: больницы по всей Индии теперь укомплектованы лекарствами.
Кстати, форма организации у них тоже экзотическая – кооператив. И работают они по государственным квотам. За поимку одной змеи получают 4-5 долларов, что считается хорошими деньгами. В целом, за яд ирула получают больше денег, чем раньше выручали за кожи.
Общие сведения
Слово «ирула» означает «тьма». Племя относится к негроидной расе, австралийской группе (негритос). Вероятно, за тёмный цвет кожи оно и получило название своё название.
Численность ирула – около 50 тысяч человек. Живут они в соломенных хижинах, иногда – в глинобитных домах, очень похожих на украинские хаты, ночуют частенько прямо на улице возле дома. Змеи вполне могут заползти в дом и даже укусить спящего человека, но ирула это нисколько не волнует, настолько привычно и обыденно это для них. Так же, как мы не волнуемся, переходя дорогу, хотя статистика аварий неутешительна.
Поскольку ирула относятся к касте неприкасаемых, то их ущемляют все, кому не лень, и иногда выгоняют из домов. Дело в том, что своей земли ирула обычно не имеют и живут в шалашах построенных «самозахватом», где попало. Язык их – хинди и телугу (местный диалект). Религия – шиваизм с некоторыми местными особенностями вроде культа Богини-Матери, служения лесным духам, поклонения муравейнику. Также часть из ирула стали христианами, но сейчас миссионер изгнан местными воинствующими индуистами-националистами, и его жизнь под угрозой.
Муравейник-святилище. Авторский рисунок @insait
Промыслы и заработки
Кроме змееловства и рыбалки ирула зарабатывают изготовлением древесного угля, а также нанимаясь батраками на рисовые мельницы, кирпичные заводики, где приходится работать иногда по 18 часов в сутки.
Ещё одной социальной проблемой является алкоголизм. Мужчины ирула любят после тяжёлого труда снять напряжение. И частенько те немногие гроши, которые им удаётся заработать, пропиваются…
Конечно, можно было бы предложить им зарабатывать на «Голосе» или «Стимите», но грамотны из них всего 4%, а электричества в их поселениях обычно не предусмотрено – для освещения используются керосиновые лампы. Впрочем, как у нас есть бедные и богатые сёла, так и у них. Бедные сёла – это шалаши-лачуги, а вот богатые похожи на украинские сёла: хаты-мазанки, покрытые соломой, ограждённые заборами, есть электричество. Кое-где улицы вымощены плиткой и асфальтом, по улицам ездят тракторы, скутеры и прочий транспорт, в центре расположены социальные учреждения (школы, артели и тому подобное).
Но на этом экзотичность племени не заканчивается, а только начинается. И уж самой отборной экзотикой мы побалуем читателя во втором посте.
А пока – небольшое видео: