История «в картинках». Рубрика: КУЛЬТУРА
Традиционная живопись Индийского субконтинента имеет многовековую историю и представлена немалым числом интересных и самобытных жанров, один из которых – Паттачитра, роспись по ткани. В переводе с санскрита «пата» и означает ткань, «читра» – изображение, картинка. Родиной этого вида изобразительного искусства, зародившегося ещё в XII веке, стал штат Одиша (в прошлом Орисса) на востоке Индии. С момента возникновения тематика росписи Паттачитра была тесно связана с культом Господа Джаганнатха, одной из форм Бога Кришны. Сам этот вид живописи своим возникновением во многом обязан постройке в Ориссе храма Джаганнатха, в котором произведения в технике Паттачитра служили храмовыми завесами.
В тематике этой тканевой росписи тесно переплелись мифологические, религиозные и фольклорные мотивы. Основными героями Паттачитры стали Шри Джаганнатх и Шри Радха-Кришна, аватары Вишну, персонажи «Рамаяны» и «Махабхараты». Также немало сюжетов росписи заимствованы из поэмы «Гитаговинда» вайшнавского поэта Джаядевы. В картинах, предназначенных для свадебных церемоний, нередки изображения Дурги и Махадэва. Древние писания Пураны, стихи-шлока также становились источниками вдохновения для мастеров Паттачитры.
С давних времён основными исполнителями этой тканевой росписи были потомственные художники из кастового сообщества читракар в Западной Бенгалии, даже после принятия ислама не отказавшиеся от своего исконного ремесла. В своей работе читракары точно следуют установленным канонам, сверяя правильность сюжетов и композиций по специальным иконографическим текстам-справочникам. Но всё же главным руководством для них являются рукописные тетрадки старых мастеров с дхъяна-мантрами, описывающими все нюансы древнего искусства.
Традиционно Паттачитра выполняется в форме ряда прямоугольных рамок-сцен, расположенных вертикально на свитке, который зритель разворачивает последовательно, кадр за кадром рассматривая повествование. Кроме свитковой, Ядано Пата, состоящей обычно из двадцати сцен, встречается Аде Латаи, состоящая всего из шести-восьми рамок.
Отдельным поджанром является Паттачитра, выполняемая на пальмовых листьях, – Тала Паттачитра. Основой росписи чаще всего является хлопковая ткань, проклеенная смолой тамаринда и загрунтованная смесью мела, смолы и семян тамаринда. Такой холст получается прочным и одновременно достаточно податливым для рисования.
Традиционно краски каждый художник изготавливает самостоятельно из природных красителей, в наше время всё чаще заменяемых искусственными. В основном в росписи задействованы шесть цветов: красный (часто используемый для фона), жёлтый, зелёный, синий, белый и чёрный. Белый краситель делается из раковин моллюсков; красный – из киновари, красной охры; голубой – из индиго; чёрный – из ламповой сажи. Каждый персонаж Паттачитры рисуется строго определённым цветом: Кришна – всегда синим, Рама – зелёным, Баларама – белым; Радха, Субхадра и пастушки гопи – жёлтым.
Обязательно присутствует кайма по краю рисунка, до XIX века – традиционно красная, сейчас бывает и персикового или розового цвета. Рамка двойная: внутренняя, узкая, разрисована листьями и завитками, широкая внешняя – цветами. При работе используются кисти трёх видов различного размера. Наброски выполняются мелком из сажи и рисовой пасты либо тонкой кистью. Для закрепления законченной работы применяют сухую протёртую камедь, запекаемую нагреванием.
Лица персонажей изображаются обычно в профиль или в три четверти. Нос и подбородок чаще вытянуты, глаза продолговатые, наряды детально прорисованы. Перспектива и пространственная глубина в Паттачитре чаще отсутствуют, фон декорируется растительностью и цветами. Слабая эмоциональность лиц персонажей компенсируется выразительностью поз и жестов, богатыми нарядами с сильным стилевым влиянием империи Мугхал, эффектной передачей цветов и оттенков.
Рост интереса к этому виду народной живописи во всём мире во многом связан с деятельностью американской добровольческой квакерской миссии в Ориссе в 50-х годах ХХ века, и с усилиями супруги главы миссии – Галины Зили, подробно описавшей в своих докладах местное искусство тканевой росписи. Сейчас свитки Паттачитра представлены в экспозициях многих музеев мира и вызываю заслуженный интерес как искусствоведов, так и простых зрителей, ценителей изобразительного искусства Индии.
А сейчас посмотрите небольшое видео о технологии Паттачитра: