Каларипаятту – боевое искусство Богов. Часть 2. Рубрика: КУЛЬТУРА
Сегодня мы продолжим рассматривать древнейшее боевое искусство – каларипаятту. Начало повествования вы можете прочитать, пройдя по ссылке.
Арсенал оружия
Оружие в каларипаятту применяется самое разнообразное и экзотическое.
Разумеется, изучается работа короткой палкой и бамбуковым посохом. Одно из оружий – серпообразный нож в виде полудуги. Женщины носили его на поясе под одеждой для самообороны.
Серпообразный нож. Авторский рисунок @insait
Есть меч с S-образным лезвием – чтоб доставать разные участки тела, есть и метательный топор. Совсем уж экзотика, которой не встретишь нигде, – уруми – «меч-спираль» с обоюдоострыми гибкими лезвиями (как современная рулетка). Его носили, обернув вокруг пояса, внезапно извлекали и работали, как хлыстом, рассекая плоть противника острыми краями – это удивительное достижение древней индийской металлургии. Иногда уруми имел несколько лезвий, как многохвостная плеть.
На иллюстрации ниже представлен катар (он же джамадхар или чурика) меч кастетного типа, с поперечной рукоятью, достаточно известное у нас оружие.
Чурика. Авторский рисунок @insait
Активно использовался и боевой топор. Лезвие меча противника застревало в специфическом раздвоенной головке топора.
Боевой топор. Авторский рисунок @insait
Но всё-таки главное оружие в каларипаятту – это щит и меч, ведь именно им сражались воины Кералы в реальном бою. Только ученика, который освоил это оружие, признавали настоящим воином.
Направления каларипаятту
Каларипаятту имеет как минимум три направления по регионам: Северный, Южный и Центральный каларипаятту.
В Северной школе упор делается на работу с оружием, рукопашным схваткам уделяется меньше внимания. Также для этой школы свойственно углублённое знание и использование аюрведической медицины, масляного массажа стопами, чтобы сделать тело гибким. Часто туда приходили учиться, чтобы вылечить и исправить свои физические недостатки.
В Южном каларипаятту считалось, что её основателем был не Парашурам, а риши Агастья – один из авторов Ригведы. Медицинской базой этого направления является не аюрведа, а дравидийские народные знания и сверхъестественные способности, развитые у гурукалов. Большое внимание в Южной школе уделяется знанию марма – точек воздействия на противника. Для их поражения используются короткие палочки.
Для Центрального каларипаятту характерен акцент на укреплении нижней части тела и развитию скорости. Половина курса рассчитана именно на это: лишь поставив двигательную базу, ученики приступают к освоению оружия.
Каста наир
Наибольшей популярностью искусство пользуется среди касты воинов наир. Пока мужчины проводили время в длительных военных походах, всё хозяйство, общественная жизнь и самооборона от мелких противников (воров-разбойников) держалась на женщинах, потому женщины наир добились социального равенства с мужчинами. Они, в своём роде, древние амазонки.
Каларипаятту в современности
Как вы уже, наверное, догадались, каларипаятту в период английской оккупации было под запретом, однако ему удалось выжить: его подпольно культивировали в храмах.
Сейчас каларипаятту стало больше экзотическим спортом «на любителя». И любителей в Индии находится не так уж мало. Надо признать, что другие единоборства и боевые искусства уже давно превзошли в эффективности своего прародителя, для специалиста это видно невооружённым взглядом. Но всё же это не повод забывать боевое пра-искусство: оно имеет огромную культурную, историческую и оздоровительную ценность. Ведь гурукал, как правило, это наполовину тренер, а наполовину – опытный целитель, знающий множество целебных трав, приёмов массажа и доврачебной помощи. Поэтому поблагодарим Индию за бережное отношение к своему – и к общечеловеческому – прошлому.
А теперь я предлагаю вам вновь оценить устрашающую грацию бойцов, владеющих каларипаятту: