Катха-упанишада. Сын брахмана. Часть 2. Рубрика: ДХАРМА
Мы продолжаем публиковать наш комментарий на Катха-упанишаду. Его первую часть вы можете прочесть здесь.
Начикета стал искать причину отцовского гнева в себе, погрузившись в глубокие размышления:
5. Среди многих я считаюсь принадлежащим к высшим; среди многих я считаюсь принадлежащим к средним. Какова может быть цель Смерти, которой отец достигнет сегодня с помощью меня?
6. Взгляни, как поступали твои предки, и как прочие поступают (ныне). Человек распадается и умирает, подобно зерну, и подобно зерну появляется вновь.
7. Гость-брахман приходит в дома подобно огню. Ради него совершают такого рода умилостивление. О Смерть, принеси (ему) воды.
Начикета, как и любой озорной ребёнок, не был идеальным. Иногда он слушался, а иногда любил побаловаться. Он размышляет: «Я не был плохим, но и идеальным тоже не был. Что сделает со мной смерть? Что получит отец, принеся меня в жертву? Какое благо принесёт эта жертва?» Ребёнок искренне не понимал, почему отец отправил его богу смерти не подумав, в раздражении: «Что сделает смерть»?
Начикета был мал, но в своём юном возрасте сумел задать разумные вопросы самому себе. Откуда такая разумность у ребёнка? Мы часто не задумываемся, что дети могут быть разумнее нас. Их разум ещё не замутнён бытовыми проблемами и фальшивыми представлениями. Детям ещё чужда ложь и количество денег в бумажнике, ради которого люди способны воровать и убивать. Для ребёнка увидеть восход солнца — радость, а для нас хорошая работа, деньги на счёте, финансовая стабильность и независимость считаются счастьем. К солнцу мы уже привыкли и оно нам надоело.
Другой же аспект разумности Начикеты не менее интересен. Спросите себя, сколько Вам лет, как в паспорте? Кто-то ответит, что двадцать, а кому-то — уже за сорок... Но в упанишадах живое существо рассматривается как душа, а не материальная плоть. Без принятия этой концепции древние тексты Индии станут непонятны и нелогичны. А если спрошу: «Сколько лет Вашей душе?» Столько, сколько существует вся Вселенная! Возможно, Начикета уже интересовался вопросами о смерти и вечной жизни в прошлых рождениях, и эта память выскользнула из глубин подсознания. Именно в этой жизни Начикета мог получить ответы на вопросы «о тайнах смерти».
Отголоски прошлых рождений Начикеты
Миг уже близок. Вот-вот Начикета отправится к Яме — Богу смерти. За этой чертой Начикета попытается найти ответы на свои вопросы. Отец уже пожалел о своих словах, гнев утих, проснулись отцовские чувства, но было уже поздно. Начикета решил пойти к Яме, восприняв слова отца за чистую монету, а брахману ничего не оставалось, как отпустить сына.
Почему отец не остановил Начикету? «Подумаешь порыв гнева, обнял бы и не отпустил», — так размышляет ум современного человека. Мы можем накричать на своих детей, а потом из-за чувства вины просить прощения. Но упанишада пропитана духом того времени. Если отец сказал слово, сын должен его выполнить. К смерти? Значит, к смерти!
Так воспитывали детей в те времена. И если бы брахман стал забирать свои слова обратно, то лишился бы уважения в глазах ребёнка. Да и с точки зрения современного века, когда отец не сдерживает слово, данное ребёнку, он теряет уважение, и со временем слова отца не будут восприниматься всерьёз. Мне доводилось наблюдать во многих семьях отца с ремнём в руках: «Ну сейчас я тебя накажу, сейчас ты у меня...» Сначала ребёнок из-за страха слушается, а потом понимает: «Да это папка просто пугает, не стоит обращать внимания».
Идея воспитания в те времена была проста. Если взяли в руки ремень, тогда совершайте действия. А если не собираетесь действовать, зачем брать ремень? Поэтому во времена написания упанишад следили за тем, что и как говорить своим детям, а также окружающим. Слова имели больший вес и большее значение, чем в наши дни. Именно поэтому брахман не мог остановить сына на пути к смерти, и Начикета отправился в чертог Ямы... Именно за пределами жизни, в доме самого Бога смерти, Начикета постарается познать, «что есть жизнь и что ждёт после жизни», задавая разумные вопросы самой смерти.
Продолжение следует...
А вот, что говорит Борис Гребенщиков про смысл Катха упанишады: