Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
vp-magic-india
6 лет назад

Катха-упанишада. В поисках бессмертия. Рубрика: ДХАРМА


     С этой части начинаются самые глубокие по философской наполненности строфы упанишады. Ничто не умаляет величие сказанного, я лишь могу обратить внимание читателей на более интересные и яркие моменты. В строфах много недосказанного и непонятного, что делает Катха-упанишаду такой интересной и привлекательной. Давайте же вместе погрузимся в глубины древней философской мысли. 



     Начикета – мальчик, подаривший отцу прощение, мальчик с наивной детской чистотой, мальчик в челюстях смерти и мальчик, который просит второе благословение (желание) у Бога Ямы. Так из глубины веков передадим же ему право слова, слова из царства «конца сущего»:

12. На небесах нет страха – тебя нет там, и никто не боится старости. Превзойдя и гнев, и жажду, поднявшись над скорбью, человек радуется в небесном мире.
13. О Смерть, ты знаешь тот Огонь, который ведёт на небеса. Расскажи о нём мне, полному веры. Обитатели небес обретают бессмертие. Этого я прошу по второму благословению.


     Бог смерти Яма

     «О, смерть, расскажи об огне, ведущем в рай!» – просит Начикета. Несмотря на глубину просьбы, в ней всё же прослеживается чистота детского возраста Начикеты. Я спрашиваю себя, почему семилетний мальчик, не проживший и полжизни, не получивший достаточно жизненного опыта, интересуется уже, как попасть в рай и получить бессмертие? У него ещё вся жизнь впереди, а он уже размышляет о конце. Странно, подумал я и обратился к первым строфам этого древнего текста. 


     Ягья подношение божеству

     Отец Начикеты, желая наслаждаться райской жизнью раздаёт всё своё ненужное имущество. Начикета замечает: «Такое нищенское подношение приведёт тебя в ад, отец!» – эти слова сына были, как кинжал по сердцу, и вызвали гнев отца. И вот на этом моменте отметим два любопытных факта:

  • Начикета сказал отцу правду: жадностью не купишь любовь Бога и в рай не попадёшь. Но правда, сказанная в глаза, всегда вызывает гнев. Если сказать честному человеку, он вор, честный рассмеётся, услышав ложь . Но вот, если вору сказать, что он вор, тот будет в гневе доказывать, что это не так. 
  • Теперь посмотрим глазами семилетнего мальчика. Гнев отца вызвал раздумья у Начикеты: «Если отец гневается, значит, я в чём-то не прав. Неужели из-за жадности можно подносить Богу ненужное имущество и попасть в рай?». Дети всегда видят в родителях авторитет, любовь и заботу. Они с детской чистотой и преданностью верят нам. И, если отец в гневе посылает меня к смерти, то я в чём-то не прав. «Но в чём? Где правда?» – думал Начикета. 


     Брахман и священная корова

     «Где правда?» – этот вопрос и вызвал у Начикеты желание спросить у смерти, как попасть в рай, а также выяснить, кто прав: отец или он. Даже в чертоге смерти Начикета думал не о себе: «Если отец хочет райской жизни, я узнаю как её достичь, а кто как не сама смерть может рассказать об этом». 

     Парадоксально, но гнев отца стал причиной самопожертвования Начикеты Богу смерти, а также послужил зарождению в его сердце вопросов о бессмертии и смысле жизни. Так, может, гнев других людей по отношению к нам – просто толчок к самопознанию и углублению духовных понятий? Если бы мы стремились к самовыражению духовных качеств, а не тратили свою энергию на агрессивную ответную реакцию, то, возможно, смогли бы получить ответы на многие вопросы, подобно Начикете, который из уст смерти получил ответы на вопросы «о тайнах бытия и души». 


     Свет истины

     Начикета спрашивал у Ямы, потому что смерть – это великий учитель, знаток тайн души и путей, ведущих к бессмертию. Передадим же эстафету слова этому повелителю царства мёртвых:

14. О Начикета, хорошо зная об Огне, ведущем на небеса, я расскажу тебе о нём. Этот Огоньсредство достижения небес, и являющийся опорой мира, знай его как расположенный в разуме просветлённых.
15. И Смерть рассказал ему об Огне, который есть источник мира, о типе и числе кирпичей, о способе устройства пламени. А он Начикета, дословно повторил, с пониманием, всё, что было сказано. 

     Сперва я хочу обратить внимание читателей на некоторую недосказанность в ответе Ямы, о которой я писал в начале. В этих строфах просто сказано, что Яма рассказал об огне, но конкретные кирпичики и устройство этого огня не описаны. Мудрецы тех времён не изложили слова Бога смерти полностью. И меня заинтересовал вопрос: почему?

     Продолжение следует...


     А. Г. Хакимов о реинкарнации и смерти:



     Предыдущие главы читайте здесь:

  1. Катха – упанишада. Сын брахмана. Часть 1. Рубрика: ДХАРМА
  2. Катха – упанишада. Сын брахмана. Часть 2. Рубрика: ДХАРМА
  3. Катха – упанишада. Иллюзия смерти. Часть 1. Рубрика: ДХАРМА
  4. Катха – упанишада. Иллюзия смерти. Часть 2. Рубрика: ДХАРМА
  5. Катха – упанишада. Прощённый отец. Рубрика: ДХАРМА

  Автор материала: @ovtretya.                                                   Редактор:  @kayros.

  С Вами и для Вас теперь – «Волшебная Индия»!                                  25.11.2017


2
52.484 GOLOS
На Golos с August 2017
Комментарии (15)
Сортировать по:
Сначала старые