Садху – индийские монахи. Рубрика: ДХАРМА
Если (когда) вы приедете в Индию, вы обязательно их увидите. Не факт, что они вам понравятся. Не факт, что вы их поймёте. Но они заслуживают вашего внимания. Я хочу рассказать вам о садху.
В Индии их уважительно называют баба или бабаджи
Сначала немного разберёмся с терминами.
Садху – человек, объединяющий в себе аскета, отшельника, монаха, йога, нищего, святого, духовного наставника. Кто-то из туристов-европейцев может презрительно назвать их раскрашенными бомжами, но он будет совершенно неправ. Смысл жизни садху – достигнуть только мокши (освобождения от вереницы перерождений), отказавшись от камы (плотского удовольствия), артхи (материального достатка) и дхармы (духовного закона, Миссии и долга). Само слово произошло от санскритского корня sādh – дойти до цели, перебороть что-то. В Индии садху являются неотъемлемой частью общества и пользуются уважением, отношение к ним почтительное. Ведь садху своим отречением от всего мирского выполняют важную функцию: очищают карму, причём не только свою, но и общества в целом.
Существуют и женщины-садху – сахви
Садху – это отречённые. Они отказались от всего своего имущества и часто не имеют никаких личных вещей, кроме абсолютного минимума одежды, чаши для подаяния, религиозных атрибутов (например, чёток) и нескольких предметов первой необходимости, среди которых может быть чилум (трубка для курения гашиша). Самые строгие садху дают обет никогда не иметь более 11 личных вещей.
Живут они подаянием, но, в отличие от профессиональных нищих в наших странах, не имеют права копить собранные деньги, пропивать их или тратить на хорошую еду. Нет, они берут себе лишь столько, чтобы не умереть с голоду, остальное отдают в храмы. Нет у садху и своего жилища: кто-то из них всю жизнь странствует по стране, кто-то существует вблизи святых мест, живёт в деревнях или уходит от людей, поселяясь в пещере. Они могут жить общиной, вдвоём с учеником или в полном уединении. У садху нет семей и родственных уз, кроме их гуруджи (учителя), которого они почитают как отца или мать, и их чело (учеников), которые считаются их духовными детьми.
Начинают садху свой день с омовения в холодной реке с последующей молитвой и медитацией. Далее по-разному: выполняют духовные или телесные практики, занимаются йогой, целительством, разрешают споры, дают наставления. Есть садху, которые исполняют обеты: молчат на протяжении долгих лет, стоят на одной ноге, сутками удерживают руку над головой, считая, что физические испытания помогут им быстрее очистить карму и достичь духовного совершенства. Некоторые из садху используют ганджу (каннабис) и чарас (гашиш) для углубления своей медитативной практики, а иные – просто целыми днями курят их для удовольствия в компании товарищей.
Садху делятся на различные сампрадаи (фактически конфессии). Наиболее известны из садху:
- шиваиты, посвятившие себя Богу Шиве: их аскезы обычно более суровы, они стремятся полностью разорвать связь с миром;
- вайшнавы, поклоняющиеся Вишну: не уходят от общества, скорее стремятся служить ему;
- шакты – преданные Адья Шакти (Изначальной Богине), воплощённой в различных формах, таких, как Лакшми, Кали, Дурга, Сарасвати и пр.
Садху с тришулой (трезубцем Господа Шивы)
Тут можно вспомнить и о жутковатых агхори («не ужасающиеся»). Они поклоняются Богине Кали или Господу Шиве в его ипостаси Бога-Разрушителя, принимая смерть и грязь так же, как жизнь и свет. В Мире всё было сотворено Богом, и нельзя что-то из этого отвергать. Обычному человеку, наверное, никогда не понять агхори, совершающих кажущиеся жуткими ритуалы с трупами на полях кремации и свалках с использованием костей и черепов. Они освобождаются от страха, приняв самые ужасные стороны жизни.
Садху не считают себя гражданами Индии, это само собой разумеется. Они не платят налоги, не пользуются медицинской и социальной помощью. Государство же вынуждено с ними считаться, как-никак в Индии около 4-5 миллионов человек относят себя к категории садху. В некоторых штатах они пользуются бесплатным проездом на общественном транспорте, освобождены от уголовной ответственности за курение ганджи и чараса, а в некоторых случаях – даже за убийство человека.
Нага-садху (отказавшийся даже от одежды) консультирует жителей
Чтобы стать садху, нужно для начала стать учеником, получив от своего гуру новое имя, и отказаться от всего земного, пройдя через ритуал посвящения. Служить гуру, выполняя для него порой самую тяжёлую и грязную работу. Когда гуру решит, что ученик готов (а это может занять годы!) исполнить определённые ритуалы и получить свою личную мантру.
А в конце статьи, простите, я сделаю лирическое отступление. Я иногда просматриваю несколько групп, посвящённых дизайну квартир. Когда там выкладывают фотографии очередного ремонта в стиле минимализма, в комментарии сразу сбегаются люди с вопросами: «А где же шкафы??? Где же хранить вещи???»
А что по-настоящему важно в жизни?
…Да, мы очень зависимы от вещей в повседневной жизни. Мы выражаем себя через них, мы делаем какие-то выводы об окружающих по их бренду одежды и модели телефона, мы сходим с ума в каком-то потоке безумного бесконечного потребления: выбирая, покупая, оформляя кредиты... Мы читаем о вещах, мечтаем о них, не доверяем что-то другим людям, ведь те могут повредить-сломать-присвоить! Наверное, поэтому нам так сложно понять садху – этих странных отшельников в оранжевой или серой мешковине, с кувшином, посохом и трубкой в сумке. Куда проще высмеять их: «Вот бескультурные идиоты», – похихикать в очередной раз над непонятными замороченными индийцами, развернуться и скорее забыть, что можно жить вот так: не имея почти ничего материального, не быть связанными ничем, умножая свою силу духа, а не содержимое шкафов и окрестных помоек.
Рассказ о садху
Садху о Господе Шиве