Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
vp-magic-india
7 лет назад

Танец Богов и героев. Рубрика: КУЛЬТУРА


     Штат Керала, расположенный на юго-западе Индии, является родиной сразу нескольких национальных танцевальных и танцевально-театрализованных искусств, самым примечательным из которых по праву считается катакали (иначе катхакали).


     Артист пача в катакали

     В достаточно оформленном, близком к современному виде этот жанр сценического искусства появился сравнительно недавно, по общепринятому мнению – в XVII веке. Хотя в храмовых скульптурах штата Керала и на фресках в храме Маттанчери, датируемых примерно XVI веком, можно увидеть столь характерные для катакали танцевальные движения с квадратными и прямоугольными базовыми позициями.


     Катакали – причудливая смесь нескольких жанров

     Народные танцы, ритуальные религиозные и даже боевые искусства древности внесли свой немалый вклад в формирование катакали, ставшего причудливой смесью театрально-повествовательного, танцевального и музыкального  жанров. Темами катакали стали мифологические, религиозные сюжеты, духовные идеи из эпоса Хинду и Пуран, а языком, на котором проходят выступления, – санскритизированный малаялам.

    По мнению исследователя Филипа Зарилли, многие элементы и аспекты катакали можно найти в древних санскритских текстах «Натьяшастра». Также считается, что ближайшими предками этого искусства стали классические санскритские драмы кутиатам и кришнанатам, тесно связанные с храмовыми традициями и посвящённые Господу Шиве, а позже и Богу Кришне. Основанный на кришнанатам, но более связанный с эпосом «Рамаяна», жанр раманаттам и явился, видимо, основным прародителем катакали.


     Валлатол Нараяна Менон

     Несмотря на богатую культурную почву, своеобразие и выразительность, к середине XIX века катакали был почти забыт. В его последующем возрождении неоценима роль известного индийского писателя и поэта XIX-XX веков Нараяна Менон Валлатола, уроженца штата Керала. Согласно принципам, изложенным в «Натьяшастре», все персонажи катакали сгруппированы по типам: пача, пазуппу, кати, тади, кари, минукку, теппу. Принадлежность к конкретному типу в основном и определяет, как загримирован и одет актёр. Тип пача составляют благородные персонажи: Боги, короли, философы (Кришна, Рама, Шива, Нала, Арджуна). В их костюмах и гриме преобладает зелёный цвет, а Кришну и Раму можно узнать по коронам из павлиньих перьев.


     Антигерой – кати

     Тип кати – это антигерои, такие как Равана, Камса, Сисупала. Они обычно носят усы, иногда красного цвета, а также чуттипу – маленькую кнопку на кончике носа и на лбу. Тади – бородачи, в зависимости от конкретного персонажа носят бороды красного, белого или чёрного цветов. Белобородым (веллатади) обычно выступает Хануман, чей образ также дополняет костюм обезьяны. Тип кари, в чёрных костюмах и с чёрным же гримом, составляют охотники, лесники, подземные существа.

     Второстепенных персонажей – минукку (женщин, мудрецов) отличает светлая цветовая гамма, где преобладают жёлтый, оранжевый, шафрановый цвета. А тип теппу предназначен для особых персонажей индуистской мифологии, таких как Гаруда и Хамса. В сюжете они играют роль посланцев, курьеров, глашатаев, но не принадлежат ни к одной из основных категорий драмы.


     Актёр Коттаккал Наир в гриме 

     И грим, и костюмы в катакали ориентированы на получение максимального визуально-акустического эффекта. Это и выразительная разрисовка лиц с подчёркнутыми губами, бровями, ресницами, со световыми акцентами-бликами, нанесёнными смесью рисовой пасты и извести, и сложные головные уборы, и огромные шумные юбки-удутукетту.

     Для представления используется простая сцена-помост, перед которой горит большая масляная лампа. Два человека держат занавес тирассила, за которым до начала действа скрываются основные актёры. Начинается спектакль с анонса келикотту, предназначенного для привлечения внимания зрителей. Затем следуют тотаям и пурупаду – чисто танцевальные, абстрактные номера, где актёры демонстрируют высокое мастерство в сериях сложных передвижений. Основные персонажи пьесы (кроме пача и минукку) представляются зрителям в дебюте тиранокку, который предваряет основную часть – цельное произведение или избранные фрагменты пьесы.


     Тирассила опускается и начинается представление

     В наши дни традиционный репертуар катакали значительно расширен, нашлось место даже христианским сюжетам, а также произведениям Шекспира, Гёте, Сервантеса. В отличие от многих традиционных театральных искусств, здесь актёр не использует пение, а выражает сюжет и драматургию посредством кодифицированных движений-хастамудр и выражений лица, умело синхронизируя их с текстом стихов-пад, исполняемых специальными чтецами. Музыкальный аккомпанемент спектакля исполняется на барабанах трёх видов, цимбалах и других инструментах.


     Катакали. Дэва и Асура

     Главное же изобразительное средство в катакали – тело актёра, которое задействовано в выступлении полностью, от лицевых мышц до пальцев рук. Огромна роль мимики, движений глаз, век, бровей. Танцевальные, почти акробатические элементы – каласамс, полные ритмичных прыжков и разворотов, эффектные, неожиданные появления актёров в сочетании с музыкой, колоритными костюмами и гримом делают представления катакали зрелищными и волнующими и для современной аудитории, и в дальнейшем гарантируя этому искусству искреннюю любовь зрителей.


     Насладитесь чудесным выступлением труппы из Кералы:



 Автор материала и редактор: @catyk.

 С Вами и для Вас теперь – «Волшебная Индия»!                               23.11.2017 


0
161.054 GOLOS
На Golos с August 2017
Комментарии (121)
Сортировать по:
Сначала старые