Алханай - Мир Великого Блага

Продолжим знакомство с Байкальским регионом.

Предлагаю уникальный и единственный в своем роде текст об Алханае. В 2003 году я перевёл и переложил с бурятского языка материалы Содбо Ешисамбуева об уникальной горе Алханай, объединив их под общим названием "Алханай - Мир Великого Блага". Название позже вошло во многие издания и стало названием фильма об этом месте. Текст переложения стал основным источником, на который опираются и ссылаются все современные издания и материалы о буддийской святыне Алханай.

Должен признаться, что много лет работаю ещё и книгоиздателем. Признаюсь также, что в молодости, в 1982 году, жил на Алханае и писал там стихи, рассказы, а также повесть "Огненные вёрсты", герой которой - уроженец Алханая Бадма Жабон - в 1996 году был удостоен звания Герой России. 

На @mapala предлагаю контент первого издания книги.

__________________________________________

* * *

Знакомство

15 мая 1999 года усилиями патриотов родного края и Постановлением правительства России на территории древнего Алханая создан национальный парк «Алханай». Люди, уставшие от достижений технократической и бюрократической цивилизации, должны время от времени возвращаться в природу и сотрудничать с ней, ибо цивилизация - отнимает, а природа - возвращает. Национальный парк «Алханай» располагает всем, что нужно человеку для нормального отдыха и восстановления здоровья. Здесь есть памятники природы, система культовых памятников буддийской религии и культуры бурятского народа, целебные воды. Воздух чист и прозрачен...

Начнем же знакомиться с Алханаем.

С научной точки зрения Алханай - вулканарий, камни - застывшая лава, туфы. На тропах, проложенных паломниками, можно заметить, что камни в прошлом были жидкой огненной массой. Ученые говорят, что вулкан здесь извергался 150-170 миллионов лет тому назад. И это тоже тайна, ибо ближние высокогорья - не являются вулканариями. Конечно, все объекты Алханая подлежат изучению, представляют большой интерес для ученых и туристов. Научные сотрудники не перестают удивляться образованию и составу каменной гряды Хорео Шулуун и утверждают, что подобного творения природы они нигде не видели.

Сегодня Алханай - национальный парк...

Монгольские племена кочевали со своими стадами, отарами и табунами на обширных территориях глубинной Азии, реки были естественными границами. Пространство за рекой Онон до озера Байкал называлось Ара-Халха, ныне оно именуется Забайкальем. Над просторами Ара-Халхи, окутанная темно-зеленой тайгой, пестреет каменными россыпями гора Алханай... Вероятно, что в разное время священная вершина имела разные названия. Одна из них - Алаг Хаан, Пестрый хан. Жители Ара-Халхи поклонялись Алханаю еще с доламаистских времен. Верховные шаманы через Храм Ворота совершали жертвоприношения тринадцати Верховным Владыкам - Арын арбан гурбан ноедто.

Исторические факты свидетельствуют, что в 1712 году в Ара-Халху из Тибета и Монголии прибыло 150 лам для распространения учения Будды. Народные же предания гласят, что ламы приходили в наши края задолго до этого события. Их притягивала величественная гора Алханай... Астрологические вычисления буддийских монахов показывали, что именно эта гора является местом посещения среднего мира Всевышним. Алханай по праву можно назвать бурятским Олимпом, боги которого свободно общаются с людьми...

Много лет прожил в уединенных и живописных местах Алханая лама и великий буддийский ученый Жанчиб Од, Свет созерцания, а в миру - Намнай-багша. Он изучал сокровенные труды буддийской философской науки, предавался в отшельничестве благим мыслям и открывал иные миры. Позже, приобретя магические дарования в тибетском монастыре Лаврин, великий лама посвятил свою деятельную жизнь освящению горы Алханай, определил названия скал и обосновал буддийские толкования.

На Алханае - 17 культовых объектов, памятников истории и культуры буддизма и бурятского народа. Каждый из них имеет только присущие ему предназначения, но все они соответствуют жизнедеятельности человека от материнского начала до его ухода в иной мир. Каменный грот Эхын Умай - Чрево Матери, скала Чойжил Сүмэ - Храм Божества Царства Мертвых, между этими природными обозначениями - жизнь человека...

Говорят, что в буддийском мире Алханай занимает шестое место по степени святости. Его тибетское название - Лхуншин Тара. Главный покровитель Алханая - божество Димчик или Великое Благо. 25 числа каждого летнего месяца по лунному календарю под величественным Храмом Ворот ламы устраивают праздник-хурал Согшид. Так чествуют приземление божества Димчик - с небес спускается Великое Благо... Старики рассказывают, что с 1956 года, когда вернулись из лагерей ГУЛАГа алханайские ламы Жимба и Гончик-Жамсо, обряд чествования Великого Блага верующие проводили тайно на рассвете. Когда верующие возвращались с молебна, в правлении колхоза только начинали утреннюю планерку. Таковы факты жизни...

Люди, поднимаясь по рукотворной тропе, первыми посещают каменную курильницу «бойпуур», где зажигают зула - лампадки, хужэ - благовонные палочки, далее они идут к Yүдэн Сүмэ - Храму Ворот, удивительному творению природы. Совершив здесь религиозный ритуал, паломники как бы входят в мир Великого Блага или в мир божества Димчик. Далее каменная тропинка ведет к Храму Доржо Пагма - жены Димчик, достопочтенной алмазной царевны. Затем по горизонтальной дорожке, ведущей по склону, люди посещают экзотическую скалу Загуурди - Промежуточный Мир, где стараются пролезть через зияющую щель скалы, якобы очищаясь от грехов. Впрочем, сегодня это становится опасным.

Недалеко от Загуурди есть небольшой каменный грот - Эхын Умай, Чрево Матери. Сюда стремятся женщины, особенно те, у кого нет детей. Здесь они совершают церемонию вымаливания детских душ.

Переход через нижнее ущелье, где струятся водопады, ведет к левобережному Храму Нара Хажад. Это - Храм Небесной Музыкантши. Прежде здесь жили затворнической жизнью ламы-отшельники. На окрестных хребтах имеются также интересные курумы, носящие названия религиозного происхождения, чертоги божеств - Цэндыма, Чойжил, Бадмасамбава и другие культовые места.

Все эти чудесные объекты природы составляют единый религиозный мир - Димчигэй орон или Мир Великого Блага.

Войдем же в этот мир!

* * *

I. БОГИ И ЛЮДИ АЛХАНАЯ

ПЛИТОЧНЫЕ МОГИЛЬНИКИ

И вот вы в пути. Перед вами открываются необъятные просторы - степи, леса, горы, тайга. Краски сменяются мгновенно, но неизменной остаются синие дали. Это - Ара-Халха или Забайкалье - родина великих и древних народов, с которыми вольно или невольно связаны возникновение и развитие многих современных народов I и II тысячелетий. Надо полагать, что в свое время племена, жившие у подножия Алханая, обладали огромным энергетическим потенциалом, если смогли расширить свои пределы до всепланетных масштабов... По всему Забайкалью во многих местах встречаются торчащие из земли плиточные камни. Буряты их называют хуhо шулуун - плиточные могильники. Местность Хуhоши в современной транскрипции звучит как Кусочи. По дороге на Алханай вы непременно увидите эти могильники - немые свидетельства битв и сражений, обрядов и традиций народов, обитавших у подножия величественной горы.

На территории алханайского колхоза насчитывается более ста разграбленных в древности, захоронений. Сегодня они не представляют интереса для сельских жителей. У подножия Алханая, за обочинами дорог, много плиточных могил, на них, как древние стражи, сидят степные коршуны и постоянные обитатели наших краев - вороны.

Наверное, ученые еще могут найти нетронутые захоронения, плиточные могильники не утратили свою историческую значимость. Но простым людям нельзя нарушать покой этих спящих курганов. Из истории древних времен нам известно о цивилизации тюркских каганатов, гуннов, киданей, сяньбийцев и многих других народов. Все они были предками забайкальцев, почитали Алханай. В религиозно-этническом понятии бурят, эти могильники имеют своих «хозяев». И ни один бурят не использует эти камни в качестве строительного материала, не стронет их с места, ибо это грех.

Пусть они хранят тайны веков.

* * *

А это уже на вершине Алханая.

* * *

МААНИ – МОЛИТВЫ И МАНТРЫ

На горных перевалах Алханая, у обочин дорог, родников, в лесу часто встречаются каменные молитвенные плиты, установленные на кучах камней. У некоторых из плит заливные опоры. Это - маани, крупнозернистые гранитовые плиты с выбитыми вязью надписями на тибетском языке. Одна и та же вязь повторяется три или более раза. В основном, это повторения мистической формулы буддийской религии - «Ом-ма-ни-бад-ме-хум!», «Да будет благословенен рожденный на лотосе». Так все буддисты прославляют Будду, который, как известно, совершенен. Значит, люди прославляют и само совершенство, и путь к нему...

С начала XIX века алханайские буряты начали проводить религиозный обряд «Маани хураха». Состоятельные скотоводы приглашали ламу, соседей. Собравшиеся садились на молебен, который длился трое суток. До начала молебна хозяин, проводивший обряд, привозил на телеге каменную плиту с горы Верхний Соктуй. Кстати, раньше из таких камней делали мельничные жернова. Хозяин упорно обрабатывал, тесал этот камень. После этого лама на ровной поверхности камня писал маннтры...

Участники маани соблюдали правила ритуала: не кушали тяжелую пищу, в течение одних суток не произносили ни слова, много раз совершали моления с поклонами. Пока длился молебен, двое или трое мужчин зубилом и молотком выбивали мистические слоги мантр. К окончанию церемонии был готов Шуулун маани - Каменная мантра.

Скотоводы устанавливали молитвенный камень на своих родовых участках, этим самым они усмиряли духов и хозяев гор и степей, рек и озер. Это должно было сопутствовать благополучию. Люди, проезжавшие мимо Шуулун маани, совершали пожертвования, а главное читали и повторяли молитву.

Местность, где стоят такие плиты, называют «Маанита» или «Манти».


Продолжение следует.

* * *

* * *

______________________________________

Подписывайтесь на мой блог! @azarovskiy - это уникальность всегда, везде и во всём!


mapalaместапутешествиятуризмблоги
25%
7
133
33.154 GOLOS
0
В избранное
Виктор Азаровский
Темы вечные, сюжеты - скоротечные. Текст только свой. Уникальное творчество. Подписка всегда взаимная!
133
0

Зарегистрируйтесь, чтобы проголосовать за пост или написать комментарий

Авторы получают вознаграждение, когда пользователи голосуют за их посты. Голосующие читатели также получают вознаграждение за свои голоса.

Зарегистрироваться
Комментарии (7)
Сортировать по:
Сначала старые