Алханай - Мир Великого Блага (продолжение-3)

* * * * *

Храм-ворота в Мир Великого Блага

Предыдущий контент... Со времен седой старины народы строили грандиозные арки. В Берлине - Бранденбургские ворота, в Париже - Триумфальная арка... За ними должно было начинаться нечто значительное и важное, меняющее сознание человека. Эти ворота имеют политическое и нравственно-эстетическое значение. Они олицетворяют жизнь общества.

Есть такие ворота и у бурят-монгольского народа. Мудрая природа создала на горе Алханай чудесное творение - скальный останец с величественным проемом-аркой, названный Yүдэн Сүмэ -Храм Ворота.

Храм-ворота Алханая

Бурятское слово «үүдэн» можно перевести как - проем, дверь, ворота, вход, а «сүмэ» - храм, чертог. Национальный обычай предполагает соблюдение строгих правил в отношении двери, за которой начинается мир со своими законами и обычаями. Нарушение их - величайших грех. Прежде, чем зайти в дом, человек приводит себя в порядок. И мысли, и одежду, и тело... За порогом не здороваются, руками в косяки не упираются, не прислоняются к нему. В дверь нельзя заглядывать. Порог всегда содержится в чистоте и на него нельзя садиться. Грех сильно хлопать дверью, оставлять открытым...

22 июля 1991 года Алханай освятил Далай-лама XIV

Буддисты утверждает, что Yүдэн Сүмэ - это ворота, через которые люди входят в мир божества Димчик.

У подножия Yүдэн Сүмэ проводится выездной хурал - Согшид, посвященный божеству Димчик. Там, на ровной отвесной каменной стене, разнообразные трещины образуют пестрые молитвенные символы, буквы, которые читают ламы. Они называют их Ранжин-маани - мантра, которая выступает сама.

В 1864 году по наставлению всеми почитаемого ламы Намнай- багша была сооружена ступа-субурган. На большой молебен был приглашен тайша агинских бурят Тугулдур Тобоев, летописец, оставивший после себя ценные записи о социальном и экономическом состоянии агинских бурят на протяжении ХVII-ХIХ веков. Во время его выступления на молебне местные жители впервые узнали о положении в российском государстве, системе управления, сборе налогов, вакцинации против оспы и о многом другом...

Вообще субурганы возводят на особо почитаемых и святых местах, а также - на территориях монастырей, при захоронении праха выдающихся учителей, владык буддийской религии. Первый субурган на Алханае разрушили в 1930 году. Старожилы говорят, что у этих «смельчаков» жизнь была короткой и печальной. Субурган, который сегодня стоит под Храмом Ворот, был построен в 1956 году при непосредственном участии алханайских лам Жимбы Цыбенова и Гончик-Жамсо Тугмитова, которым суждено было вернуться домой, пережив все тяготы сталинских репрессий. Ступа имеет высоту 1,5 метра, нижнее основание называется сэнтэй. В него заложены частицы девяти драгоценностей, глиняные барельефы божеств и культовые предметы. Среднюю часть называют бумба - дарохранилище. Верхняя часть, состоящая из тринадцати колец, называется гол (шпиль), она символизирует почитание 13 великих факультетов буддизма: философии, астрологии, логики, теологии, медицины, религии, искусства, книгопечатания и т. д. Шпиль завершается эмблемой - соембо и имеет следующие толкования:

1. Живем под солнцем, ведем лунное летоисчисление, пламя - символ жизни.
2. Чингисхан восклицал: «Да будет жить вечно монгольский народ, чей отец - золотое солнце, мать - серебряный месяц».
3. Символическое слияние индивида с Адибуддой в практике созерцания.

Паломники под аркой совершают ритуальные действа, молятся, обходят три раза субурган, затем идут вокруг Yүдэн Сүмэ.

Несомненно, каждый человек, посещая Храм Ворота, в душе своей имел какие-то желания, думал о жизни и собственной судьбе, мысленно молился ради избавления от проблем и болезней. В жизни бывают разные ситуации, поэтому сюда приходят просить помощи. Каждый, кто посещает это культовое место, намерен очиститься, освятить тело и душу, получить заряд положительной энергии. Говорят, что человек, попадая в мир божества Димчик, посещает места благотворного влияния космической силы - биоэнергии.

Содбо Ешисамбуев рассказывает об Алханае. Всё, о чём он говорит, читатель узнает из этой книги, автором которой и является Содбо Ешисамбуев. Я лишь переложил его материалы для издания на русском языке.

Люди поднимаются к Yүдэн Сүмэ или спускаются от него по вьющимся каменным тропам, которые с двух сторон обложены довольно высокими бордюрами из камней. Каждый поднятый и положенный на обочину камень- молитва, прочитанная паломником. За много лет обочины троп стали каменными бордюрами живописных цветов. Особенно много камней положено в грозные годы гражданской и Великой Отечественной войн. Именно в смутные и тяжелые времена люди больше всего посещали Алханай. Они молились за то, чтобы их сыновья, братья, отцы и деды вернулись живыми с войны и дальних краев... Вообще, буддисты считают большим благом очищать и налаживать дорогу.

Сегодня на этих тропах паломники, туристы и экскурсанты любуются творением природы, вдыхают благоухающий таежный аромат. Для кого-то это оздоровительный поход, для других это познавательная экскурсия. Здесь ярко сохранились вулканические проявления: застывшая лава - туфы, оранжево-коричневые камни - следы горения...

Иностранцы, посещающие эти места, стараются пообщаться с природой, уединяются, медитируют в позе покоя и блаженства. Они испытали на себе все тяготы культуры мегаполисов, которая отнимает у человека все, души их подсознательно тянутся к природе, дающей своим детям энергию жизни. Много раз мне приходилось видеть граждан из цивилизованных стран, застывших в немом изумлении и боящихся, что в эти святые минуты жизни, кто-то может нарушить их покой. И думалось мне, что сегодня мы, забайкальцы, владеем бесценным сокровищем - нетронутой природой, которой на планете остается все меньше и меньше... Но наша молодежь, в отличие от иностранцев, буквально рвется к чуждой культуре. Они шумят, ведут себя некультурно, распивает спиртное, оставляет бутылки, бумагу, мусор. И некому вразумить им, что люди, не помнящие родства, не знающие своего - всегда будут рабами чужеземцев, что гордость - хуже глупости, что задача человека - завтра стать выше самого себя сегодняшнего, ибо все на этом свете тянется к свету, а не к мраку, что дерево не растет корнями вверх. Тот, кто грешит в святых местах, тот не получит заряда энергии и никогда не будет счастлив...

Yүдэн Сүмэ имеет вертикальные трещины, идет медленный процесс разрушения арки под воздействием солнца, воды и воздуха. Поэтому здесь категорически запрещено заниматься скалолазанием. Специалисты говорят, что по мере глубинного разлома земли, последовавшего после вулканического периода, примерно 170-150 миллионов лет тому назад и возник Алханайский горный массив с выступающими, шпилевидными, скалами и гротами.

Поток любителей природы на Алханай увеличивается с каждым годом. И он будет увеличиваться,  люди тянутся к отдыху и покою, наша религия и наши земли сегодня самые мирные и спокойные. Только не использовали бы эти важнейшие качества во зло.

Сегодня важно вести воспитательную и разъяснительную работу среди людей через все средства массовой информации. Национальный парк «Алханай», как царство экзотики, как жемчужина Забайкалья, нужен нам и нашим потомкам. Ибо каждый человек пожелал бы пройти через Храм Ворота и очутиться в мире Великого Блага...

* * * * *

* * * * *

mapalaгеографияпутешествиячеловекместа
25%
0
39
0.757 GOLOS
0
В избранное
Виктор Азаровский
Темы вечные, сюжеты - скоротечные. Текст только свой. Уникальное творчество. Подписка всегда взаимная!
39
0

Зарегистрируйтесь, чтобы проголосовать за пост или написать комментарий

Авторы получают вознаграждение, когда пользователи голосуют за их посты. Голосующие читатели также получают вознаграждение за свои голоса.

Зарегистрироваться
Комментарии (3)
Сортировать по:
Сначала старые