Керамика Узбекистана. Часть четвертая – «Ультрамариновая глазурь Хорезма»
Начало тут:
Керамика Узбекистана. Часть первая – «Риштанская глазурь»
Керамика Узбекистана. Часть вторая - «Солнечная керамика Андижана»
Керамика Узбекистана. Часть третья – «Многоцветие Ташкента, Самарканда и Бухары»
Древний Хорезм конечная точка нашего путешествия по миру керамики Узбекистана. Мы пересекли Узбекистан с Востока на Запад, следуя маршрутам караванов, везущим товары по Великому Шелковому Пути. Эта часть завершает цикл статей про керамику Узбекистана. Будет еще что-то типа спин-оффа, посвященного названиям основных керамических изделий и их изготовлению.
Итак, керамика древнего Хорезма. Хорезм славится своим традиционным керамическим стилем, который практически не изменился за прошедшее тысячелетие. На Востоке ультрамарин или бирюзовый цвет – это цвет счастья. Именно наверно «птица счастья - ультрамарин».
Керамика Хорезма на первый взгляд похожа на керамику Риштана, однако не путайтесь! Приглядитесь повнимательнее – узоры на хорезмской керамике более строгие и сдержанные. Фон изделия заливается темно-синим кобальтом или бирюзой, а контуры выводятся марганцем. Толстый слой белой краски создает выпуклый рельеф, который еще больше усиливает глазурь, которая наносится очень толстым слоем. К сожалению, состав глазури секрет, который мастера берегут изо-всех сил.
Керамика, которая продается в Хорезме дорогая, но делается она по рецептам тысячелетней давности и современные красители или лаки не используются.
А вот посмотрите на фото внизу. Кажется, что мастер, а скорее всего, его глупый подмастерье забыл покрыть сосуд глазурью. Но нет, так задумано! Умные и мудрые хорезмские мастера в свое время придумали очень оригинальный и остроумный способ сохранить в прохладе содержимое такого сосуда. Сосуд изнутри полностью покрыт толстым слоем глазури. Более того, вы видите, что и наружная часть частично покрыта ею. Так вот, если намочить глиняную (незащищенную глазурью) часть сосуда, то она впитает в себя воду и потом потихоньку будет испарять ее, охлаждая содержимое, например воду или молоко. Я считаю, это гениальное решение!
Для хорезмской керамики характерен контраст между простой геометрией росписи края блюда и сложным центральносимметричным узором центра
Узор-сетка, как на кувшине внизу, также используется для украшения зданий, мечетей и медресе.
К сожалению, фотографиях внизу черно-белое и не может передать всю гамму цветов и оттенков, но посмотрите какие утонченные узоры!
Мне кажется, что на черно-белых фотографиях узоры даже лучше смотрятся, чем на цветных…
Я восхищаюсь современными мастерами-керамистами и меня радует их приверженность своему делу. Они оттачивают свое мастерство, придерживаясь традиционных технологий и узоров, тем не менее обретают свой почерк. Еще меня поражает их феноменальная усидчивость – это какое терпение надо иметь, чтобы выводить точенные узоры и сотни раз повторять один и тот же элемент украшения?! Да я бы с ума сошел!
Источник фото
Кстати, Хорезм славен не только своей посудой, но и изразцами. Поговаривают, что именно отсюда в Россию пришла мода на изразцы (правда по другой версии – из Голландии). Учитывая, что в России центром изразцового искусства был Ярославль, находившийся на пересечению торговых путей в Европу и Азию – такая версия имеет право на существование
Вот и закончилось мое повествование о керамике Узбекистана. В процессе подготовки материала я сам узнал очень многое об этом искусстве. Еще больше усилилось мое восхищение нашими мастерами, которые берегут и приумножают традиции узбекского гончарного мастерства.
Очень надеюсь, что Вам было так же интересно, как и мне!