Керамика Узбекистана. Часть первая – «Риштанская глазурь»
Несколько месяцев назад в комментариях к моему посту "Что за жизнь без чайханы?" уважаемый мною @smotritelmayaka предложил написать пост об узбекской керамике. Помнится, мне тогда подумалось, что это отличная идея!
Будучи тем еще чревоугодником, я к написанию поста подхожу как к приготовлению блюда – взять один-два основных ингредиента, приправить двумя-тремя интересными историями по основной теме, для пикантности добавить перчинки – какой-нибудь «остренький» факт или историю и при желании «посолить» - добавить какую-нибудь шутку или фразу на грани пошлости…
Вот и в случае с керамикой – я сначала хотел рассказать про риштанскую и самаркандскую керамику, сверху «полирнуть» ташкентской керамикой и для вкуса добавить пару фотографий с ургутскими изделиями. Вуаля – блюдо готово, можно накрывать на стол, то бишь выкладывать текст на сайт.
Ага, щаз-з-з-з! Позор на мою голову, родившись и прожив в Узбекистане столько лет, я непростительно мало знаю о ремеслах и искусстве моей страны! Мне, по невежеству моему, казалось, что есть три вида керамики – синяя глазурованная – это риштанская, посуда в коричнево-зеленых тонах – самаркандская и ташкентская «пахта» (от узб. пахта – хлопок - разговорное название посуды, на которой нарисованы стилизованные коробочки хлопка. Как правило, такая посуда окрашивается в сине-белые цвета и очень популярна среди туристов. Также, вкупе с расшитым золотом халатами и тюбетейками, мы очень любим всучивать «пахту» всем приезжим иностранным гостям).
Как же так?! Как я мог?! Я – человек, расхваливающий Узбекистан, пишущий о разнообразии и многогранности, талантливости и искусности народов, населяющих Узбекистан! Я – человек, собственноручно написавший несколько постов о том, что в каждом регионе есть свой вид плова и лепешек, свой узор на тюбетейках! Как я мог допустить такую глупую мысль, что узбекская керамика может быть исключением?! Еще раз позор на мою голову!
Начав собирать материал об узбекской керамике я понял, что в один пост не уложусь. Думается мне, что и трех постов будет мало… Хотел побыстрее набросать текст, снабдить его пятью-шестью фотографиями и заработать пару-тройку «золотых». Но я не ожидал, что в процессе подготовки так глубоко погружусь в эту тему. Это сродни археологии - копнув верхний слой – обнаруживаешь более древний и более интересный. Вскрыв его, обнаруживаешь снова нечто новое и так до бесконечности. Первоначально отведенные пара дней на подготовку материала, постепенно превратились в пару недель, а потом и в пару месяцев…
Мировая история показывает, что искусство не имеет границ – ни территориальных, ни временных. Керамическое искусство, как и любой другой вид искусства – очень сильно зависит от политических и социальных процессов, происходящих в стране. История узбекской керамики тому подтверждение – она расцветала вместе с расцветом страны. Еле дышала после нашествия Чингисхана, на корню вырезавшего целые города, а потом снова расцветала с приходом Тамерлана. Завоеватели, пришедшие в древний Узбекистан с мечом, постепенно ассимилировались, внеся какие-то свои изменения в местную культуру, а местная культура неузнаваемо изменила их. Так и узбекская керамика включила в себя элементы эллинской, китайской, арабской культуры, культуры кочевников, зороастрийские мотивы…
Я все думал, как мне начать свой рассказ. Рассказать по школам – так их великое множество. По типу оформления – так и риштанская и хорезмская керамика выполнена в похожей цветовой гамме, а расположены Риштан и Хорезм в разных концах страны… Пожалуй стоит последовать за караванами, шедшими по Великому Шелковому Пути – с Востока на Запад, и разделить мой рассказ на четыре части части. Первую часть я посвящу керамике Риштана – как самой распространенной и популярной. К сожалению, размеры статьи не позволяют описать наманганскую и андижанскую школы. Про них я расскажу во второй части, посвященной керамике Ферганской долины. Третью часть посвящу керамике Ташкентского оазиса и центральной части Узбекистана (Самарканд и Бухара), а четвертую – керамике западной части страны – хорезмской керамике. Классификация весьма условная. Уверен, культурологи и знатоки керамики поспорят со мной о правильности подобного разделения. Да и фиг с ними! Если есть более подходящий способ классификации – прошу мне сообщить. У нас все так перемешалось – риштанская керамика оказала влияние на хорезмскую, хорезмская – на ташкентскую, ташкентская на ферганскую… Сам черт ногу сломит! Кстати, огромную благодарность я хотел бы выразить Лилии Николенко и ее сайту, посвященному моей любимой стране. Она об этом не знает, но я беззастенчиво стырил оттуда некоторые фотографии. Но я честно указал их источник в ссылках
Итак, часть первая – Керамика Риштана.
Говоря о керамике Ферганской долины первое, что приходит на ум – это риштанская керамика. Происходит от названия городка Риштан, что в Ферганской долине. Само собой это древний город со своими уникальными самобытными традициями гончарного искусства. Как я уже упоминал в одном из своих постов – любой уважающий себя узбекский город должен быть старше двух тысяч лет. Так и Риштан – археологи уверяют, что до нашей эры тут уже существовало весьма развитое и богатое поселение. Возле города находятся большие залежи гончарной глины красноватого цвета, используемой для производства керамики. Таким образом, сам Бог велел Риштану стать одним из центров керамики в Узбекистане. Говорят, что даже название города происходит от согдийского слова «Раш» («Руш», «Руши» - «красная земля»). Риштан находился на пересечении торговых направлений Великого Шелкового Пути и его продукция расходилась по всей Средней Азии и не только. Высокая конкуренция (в былые годы в Риштане работало до сотни гончарных мастерских) порождает высокое качество и Риштан заслужено носит звание «Главной гончарной мастерской» Средней Азии. В XVIII веке Риштан становится главным центром по производству и экспорту глазурованной керамики в регионе.
В 1900 году на Всемирной выставке в Париже, риштанская керамика получила очень высокую оценку от ценителей. Изделия риштанских мастеров выставляются не только в узбекских музеях, но и в Музее искусств народов Востока в Москве, Музее этнографии в Санкт-Петербурге, Государственном Эрмитаже, Музее керамики Асакура-сан в Комацу (Япония) и т.д. Да, кстати, риштанская керамика не только выставляется, но и используется по своему прямому назначению. Как-то я ходил иностранными коллегами в музей и видел очень красивые образцы риштанской керамики, а потом мы поехали в командировку на завод и ели плов из блюд, мало чем отличающихся от музейных экспонатов.
Обычно риштанская керамика выполняется в своеобразной бело-синей и бирюзовой цветовой гамме со множеством маленьких, но тщательно выписанных узоров, которые переплетаясь между собой создают причудливый рисунок. Но есть изделия, выполненные в темно-синих, коричневых и зеленых цветах. Узоры наносят в манере свободной кисти, вручную, используя многократно повторяя одни и те же символы – плоды граната, листья, перья, глаза. Тем не менее, используя традиционные узоры, каждый мастер умудряется выполнить изделие в своем уникальном, неповторяющемся стиле. А это ох как непросто, поскольку на сегодняшний день в Риштане насчитывается около 1000 гончаров – от выдающихся мастеров (усто) и заканчивая молодыми подмастерьями. Говорят, что было время, когда мужское население Риштана состояло сплошь из гончаров. В это легко поверить, учитывая в каких объемах керамика развозится по всему Узбекистану и сколько ее вывозят туристы в разные страны мира.
У каждого мастера свой секрет изготовления глазури «ишкор», который хранится в семье как зеница ока и передается из поколения в поколение. В состав «ишкора» входят олово, окислы кобальта, медь, железо, зола особых растений, да еще много чего. В итоге получается глазурь от ультрамаринового и бирюзового цвета до черного или коричневого.
Риштанскую керамику отличает особая форма узоров, определенный цвет красок и уникальная глазурь строго обозначенной гаммы. Эта глазурь называется ишкор, от того риштанскую керамику иногда называют ишкоровой.
Узоры на риштанской керамике это стилизованные изображения предметов, которые окружают мастеров. Например, плоды граната:
Источник фото
Четырехлистник:
Источник фото
А иногда и предметы:
Кстати, есть фабричный «риштан», но его очень легко отличить от «хэнд-мейда». По качеству, по узорам, по стилю исполнения, по ауре… Полет фантазии мастеров безграничен! Опять же, говорят, что не встречается двух одинаковых узоров. Истинным мастерам претит заниматься копированием и каждое их изделие уникально и неповторимо. Есть семьи, где насчитывается по 7-8 поколений мастеров керамики. Самые популярные сегодня это семьи Назировых и Усмановых (нет, они не родственники российского миллиардера).
Кстати, ниже представлены работы Усто (мастера) Рустама Усманова
Считается, что одними из первых изделий риштанских мастеров была посуда бирюзово-медного цвета. Её покрывали глухой глазурью и подкрашивали окисью меди. Позже стали изготавливать изделия из фаянса (чинни), они украшались тонким кружевом росписи, а под кружевом была глухая бирюзовая полива. Это средневековая техника, которая относительно недавно была возрождена. Кстати, слово «чинни» - означает «китайский». Риштанские мастера видели китайский фаянс, который был украшен иероглифами. Не понимая значения иероглифов, они воспринимали их как причудливые узоры, заменяли более понятными им рисунками и переносили уже на свои изделия.
Кстати, среди риштанских керамистов, да и не только риштанских, существует условное разделение на две группы. Первая из них – кузагары и танурчи (формовщики) – они изготавливают посуду с помощью форм, как правило, не прибегая к глазурованию, а лишь обжигая ее на огне и вырезая узоры на изделии. И вторые – тавокчи – мастера глазурованной росписи. Вот они и изготавливают глазурованную керамику, к которой мы так привыкли. Эти группы негласно соперничают друг с другом. И это тот случай, когда соперничество ведет к развитию и совершенствованию обоих направлений.
Для узбекской керамики в целом, и риштанской, в частности характерна такая черта – декоративность объединена с функциональностью. Как я уже говорил – красиво расписаные блюда одинаково могут использоваться как в качестве украшения, так и в качестве повседневной посуды. Польза и красота – два неразрывных качества керамического искусства большинства школ Узбекистана.
Даже неопытный турист сразу сможет визуально отличить риштанскую керамику от любой другой, скажем, хорезмской – по кобальтовой и бирюзовой глазури. Посуда или сине-голубая или зелено-голубая. Предпочтение отдается растительным узорам, геометрический орнамент встречается редко.
Базой украшения служит белый орнамент на синем или бирюзовом фоне, символизирующим в Узбекистане воду и небо. Иногда в изделиях применяют непрозрачную глазурь насыщенных синих цветов, тогда рисунок как бы проявляется из-под густого цвета поливы, этот прием – «фирменный» знак риштанского декора.
Принято считать, что мастера керамики – это убеленные сединами старцы. А вот и нет! На фото внизу риштанский мастер Мирзомасхар Акромов и произведения искусства на фотографиях ниже творения его рук.
Кстати есть вид росписи с осевой симметрией, который можно вешать как угодно (см.фото ниже)
А есть узоры центрально-симметричные, т.е., имеющие «вверх» и «низ» (на фото ниже). Это стоит учитывать, если вы решите повесить блюдо на стену в качестве украшения
На фото ниже чайник выполнен в стиле «чинни» - риштанской трансформации китайского фарфора.
Керамисты изготавливают не только посуду, но и вазы. Вазу на фото ниже легко принять за вазу какой-нибудь династии «Мин». Тем не менее, это риштанское изделие.
Традиции традициями, но как уже отмечалось полет фантазии остановить невозможно и мастера, иногда сами того не желая, постоянно обмениваются идеями, перенимая приемы друг у друга и привнося что-то свое. Думаю в этом и заключается искусство. Ниже на фото работы Усто (Мастера) Алишера Назирова – традиционная керамика с нетрадиционными узорами…
Не совсем обычная для риштанской керамики цветовая гамма, но от этого не менее красивая.
Как уже говорилось, в Риштане множество династий выдающихся мастеров. Предлагаю полюбоваться работами младшего брата Алишера Назирова – Усто Бахтиёра Назирова.
Это тоже молодой мастер, который использует забытые было методы и приемы старой наманганской школы.
Замечали наверно, что картины прекрасны издалека. Если рассматривать их уткнувшись носом в полотно, то ничего кроме грубых мазков не увидишь. А стоит отойти чуть подальше и все меняется. Также и с работами Б.Назирова.
Младший брат пошел по стопам старшего и тоже изготавливает керамику в несколько необычном для Риштана, зеленом цвете.
Это только малая часть, того огромного пласта информации, которую я сумел собрать. Надеюсь это даст Вам представление о риштанской керамике и сподвигнет посетить Узбекистан в этом году. Ну или следующем...
На этом я заканчиваю первую часть своих публикаций о керамике Узбекистана. Ждите вторую часть моего рассказа, посвященного керамике других регионов Ферганской долины!