Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
damm
7 лет назад

Керамика Узбекистана. Часть третья – «Многоцветие Ташкента, Самарканда и Бухары»

Начало тут:
Керамика Узбекистана. Часть первая – «Риштанская глазурь»
Керамика Узбекистана. Часть вторая - «Солнечная керамика Андижана»

Продолжу свой рассказ об узбекской керамике. Подписчики моего блока помнят, что первую часть своего повествования я посвятил керамике Риштана, вторую – керамике Андижана и Ферганской долины. Третью же часть я решил посвятить керамике Ташкентского оазиса и центральной части Узбекистана (Самарканда, Бухары, Гиждувана и т.д.). И вот тут на меня напал ступор. С риштанской керамикой более или менее понятно – голубая расцветка, глазурь, всякие красивые симметричные узоры. Вроде все понятно, определенная стилистика прослеживается. Но совершенно иное дело керамика Ташкента, Самарканда или Бухары. Тут столько всего намешано, что сложно выделить какой-то объединяющий фактор. Видимо это связано с тем, что Ташкент на протяжении тысячелетий был торговым городом на стыке караванных путей и впитал культуру всех народов, живших в городе. В керамических узорах ташкентских изделий можно увидеть доисламские рисунки и арабскую вязь, эллинские мотивы, китайские символы, русские узоры.
Сосуд для молока или что-то вроде того. Согласитесь, напоминает древнегреческие изделия? Между прочим, это Ташкент XI век н.э.


Источник фото
Или вот это – тоже несет греко-бактрийские мотивы…Хотя, это Ташкент Х век н.э.


Источник фото
А вот интересный фрагмент блюда, датируемый XII-XIII веками. В Узбекистане уже ислам, а все равно «проскочило» запретное изображение живого существа…


Источник фото

Еще одно изделие Х-го века из Ташкента. Очень сложно отнести узор и цветовое оформление к какой-нибудь школе или направлению…


Источник фото
А вот доказательство присутствия ислама в землях Узбекистана. В центре узнаваемый геометрический узор, который применяется в отделке мечетей и медресе. Хотя и это тоже Ташкент Х век н.э.


Источник фото


Источник фото

А теперь немного о грустном. Вся эта прекрасная керамика – изделия ручной работы. Т.е. количество их ограничено. И имеющиеся мастера занимаются керамическим искусством. Да, они продают свои изделия, но настоящий мастер не штампует блюда и горшки в промышленных масштабах и цель его работы, все-таки, не продажа керамики, а ее изготовление. Каждое его изделие уникально. И вот тут на сцену выходит керамический бизнес. Мало относящийся к искусству. На рынках Ташкента туристы смогут увидеть яркие, красивые чайники и пиалы. Более того, они гораздо дешевле керамики, изготовленной вручную. Жажда наживы и желание расширить рынки сбыта порой затуманивают взор нашим бизнесменам. Вы знаете, в Китае очень популярны узбекские ткани, узоры. Я был в Пекине и видел, каким спросом пользуются наши платья из адраса или наша посуда «пахта» (пахта – от узб.хлопок – традиционный и очень популярный в последнее время узор на керамической посуде в виде коробочек хлопка). Надо отдать должное наш ташкентский завод керамических изделий производил очень красивую посуду. Спрос порождает предложение и китайцы начали ее подделывать (кто бы мог подумать?!). В итоге, на рынках Узбекистана можно встретить узбекскую посуду из… Китая и Турции. Ее можно отличить – узор недостаточно четкий, неровные края посуды. Посуда не такая звонкая и стенки тонкие. Это признак плохого качества. Из такой посуды тяжело пить горячий чай.
Позвольте немного отвлечь вас – вы наверно обратили внимание, что у пиалы и касы (большая миска для супов и жидких блюд) немного загнутый и утолщенный верхний край, а также достаточно толстый обод вокруг дна. Это делается для того, чтобы не обжечь пальцы, когда пьешь чай. Обратите внимание на фото снизу. Мужчина зажал верхний и нижний края пиалы между пальцами – так удобно пить самому и передавать пиалу с горячим чаем своему собеседнику. Если держать пиалу за стенки – то легко можно обжечь пальцы. Кстати, небольшой секрет – у узбеков уважение обратно пропорционально количеству наливаемого чая в пиалу. Если гость уважаемый, ему наливают совсем на донышко – буквально на 1 -2 глотка. Смысл в том, что хозяин таким образом показывает гостю, что хочет посидеть, пообщаться и «растянуть» чайник чая подольше. Если наливают полную пиалу, то это означает – типа «пей быстрее и проваливай»


Источник фото

Но вернемся обратно к нашей керамике. Рост благосостояния населения повышает спрос на посуду. Сколько тарелок и чашек у среднестатистической российской семьи? Думаю в пределах десятка ну или двух десятков – десять-пятнадцать тарелок, несколько чашек. Поправьте если ошибусь. У узбеков, даже небогатых, счет может идти на сотни. Дело в том, что все мероприятия у узбеков подразумевают масштабность – если свадьба, то на триста-пятьсот человек. Если похороны, то приходят сотни людей проститься. Каждому надо налить хотя бы пиалу чая. Кроме того, по любому поводу – свадьба, похороны, рождение ребенка и т.п. дают плов – т.е. рано утром часов эдак в 6 утра в огромных казанах готовится плов на несколько сотен человек и бесплатно угощают всех, кто придет. Даже абсолютно незнакомых людей. Даже иностранцев и иноверцев. Естественно, это все требует большого количества посуды.
Поэтому хочешь не хочешь, а приходится покупать фабричную посуду. Но фабричная посуда фабричной посуде рознь! Есть потрясающие шедевры, не уступающие ручным изделиям мастеров, а есть откровенная керамическая «попса» из которой и есть-то противно.
Ниже предлагаю Вашему вниманию образцы нашего ташкентского керамического завода. Они были выполнены в 70-80 годах прошлого столетия – золотого периода фабричной керамики Узбекистана. Художники используя традиционные мотивы, привносили что-то свое:


“Самаркандские мотивы» А.Нугманов


“Самаркандские мотивы» А.Нугманов


Сервиз «Бегзод»


«Чинар», Б.Грибанова


«Фарфор Ташкента» Я.Карабаев


«Кук атлас» Мирзабаев


«Коньячный набор» Грибанова


«Винный набор», Я Карабаев


Ваза


Ваза


Ваза

Покинем на время Ташкентский оазис и перенесемся в Самарканд. Если вы пройдетесь по местному базару и лавочкам, то можете увидеть странную керамику в черно-белой гамме. Удивление Ваше будет понятным, ведь Ваши глаза уже привыкли к разноцветию узбекской керамике, ее замысловатым узорам и символизму. Вы решите, что это дань современной моде. Скажем, какой-нибудь модный дизайнер японского происхождения в Нью-Йорке, в обтягивающем пиджачке с узкими лацканами напридумывал узоры, а шустрые узбеки подхватили модные мотивы. И будете неправы! Это самая, что называется, традиционейшая керамика.


Источник фото


Источник фото
Если присмотритесь, то увидите, что узоры – это арабская вязь. Вокруг блюда и пиал написаны изречения великих мудрецов или суры из Корана. Буквы священных слов сплетаются в изысканный узор столь искусно, что человек, незнакомый с восточной эпиграфикой, воспримет тексты как красивый декор.


Источник фото

Есть такой мастер Абдулвахид Карим – молодой еще, но очень талантливый, который специализируется на керамике Шелкового пути, воспроизводя изделия, которыми пользовались народы Узбекистана более тысячи лет тому назад. Вот наглядное доказательство фразы: «новое – это хорошо забытое старое».


Источник фото


Источник фото


Источник фото


Источник фото


Источник фото


Источник фото


Источник фото
Я отнес его работы к Самаркандскому разделу потому что мастер живет в Самарканде и в Бухаре, но сам он из Бухары, а учился в Ташкенте. Мы еще встретимся с его работами, когда я буду рассказывать про бухарскую керамику.
А так, похожие мотивы можно увидеть в старой керамике Ферганской долины и Ташкента…
Вот, например, экземпляр, найденный на раскопках в Намангане (Ферганская долина)


Источник фото

А это было найдено возле Самарканда


Источник фото

А это уже современные изделия известного главного художника Кувасайского фарфорового завода Риммы Газалиевой (Ферганская долина)


Источник фото


Источник фото


Источник фото

Узбекистан и Самарканд в частности славятся не только своей глазурованной керамикой. Терракотовые керамические изделия тоже потрясают своей красотой. Известный узбекский ученый, скульптор, художник и творец Шариф Азимов создает настоящие произведения искусства. Не верите? Смотрите сами.


Работа Ш.Азимова


Работа Ш.Азимова

А вот, кстати, интересный факт – Ш.Азимов делает особые кувшины, которые кроме него никто не делает – «говорящие кувшины». Когда из него наливают воду, отчетливо слышно как кувшин «говорит» - «бульк-бульк»


Ш.Азимов с «говорящим кувшином»


Работа Ш.Азимова


Работа Ш.Азимова


Работа Ш.Азимова


Работа Ш.Азимова


Работа Ш.Азимова


Работа Ш.Азимова

Продолжим наше путешествие. Неподалеку от Самарканда есть небольшой город Ургут. Довольно популярное место у туристов. Во-первых, тут бьет из земли священный источник. Во-вторых, здесь есть роща тысячелетних чинар (платанов), ну, а в-третьих, тут есть своя особая гончарная школа.
Если вы обратили внимание, в основном узбекские керамисты рисуют узоры на своих изделиях и покрывают глазурью. А в Ургуте, они узоры вырезают и глазуруют. Выглядит шикарно!


Источник фото


Источник фото


Источник фото

Условно говоря, цвет ургутской керамики – коричневый или оттенки коричневого. Но это условно говоря. Если вы подставите изделие под лучи солнца и покрутите, то увидите, как меняется цвет от темно-коричневого до огненно-бурого. А тонкая резьба внутри стенок создаст иллюзию движения узоров.


Источник фото


Источник фото


Источник фото

А еще ургутские пиалы поют. Если легонько постучать по стенке пиалы, то можно услышать ее песню. А если собрать коллекцию пиал, то вполне можно выступать с ними на сцене 
Покидаем Самарканд и двигаемся дальше на Запад. По дороге обязательно надо заехать в Бухару и полюбоваться местной керамикой.
Помните, рассказывая про Самаркандскую черно-белую керамику я рассказывал про молодого мастера Абулвахида Карима? Это уникальный мастер и его сложно отнести к какой-то определенной школе. Ряд его работ я включил в самаркандский раздел, а ряд отнесу к бухарскому. Эти художники и мастера такие люди – творят в разных регионах и в разных стилях, не давая порядочным людям вроде меня хоть как-то классифицировать их творчество! :-)


Источник фото


Источник фото


Источник фото


Источник фото

Слышал где-то высказывание о бухарской керамике – у нее не синий Цвет, а синий Свет. Приглядитесь, действительно, изделия как будто светятся синим светом.


Источник фото


Источник фото

Я всегда удивлялся, как порой различается керамика в разных городах. Порой разительно! Например, керамика Гиждувана – города, находящегося неподалеку от Бухары. На машине туда ехать-то всего ничего, но как сильно отличается гиждуванская керамика от бухарской! Смотрите сами:


Источник фото


Источник фото


Источник фото


Источник фото


Источник фото
Невероятная пестрота красок!


Источник фото


Источник фото


Источник фото


Источник фото


Источник фото


Источник фото


Источник фото


Источник фото


Источник фото


Источник фото

Но! Пестрота пестротой, а одноцветные шедевры в Гиждуване тоже могут создавать.


Источник фото


Источник фото

Признаться, когда я впервые увидел эту фотографию, сначала решил что эта пиала из зеленоватого стекла и только приглядевшись понял, что это мастерски выполненное керамическое изделие.

Фффух, на этом я завершаю третью часть своего повествования о керамике Узбекистана. Четвертая часть будет посвящена керамике древнего Хорезма.
Я очень рад тому, что мои читатели проявляют интерес к моим опусам и к моей стране. По просьбе уважаемых @smotritelmayaka и @dollar я сделаю дополнительный рассказ о том, как называются те или иные керамические изделия и расскажу о процессе изготовления этих великолепных изделий.
30 second exposure

42
190.316 GOLOS
На Golos с October 2016
Комментарии (4)
Сортировать по:
Сначала старые