Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
damm
7 лет назад

Керамика Узбекистана. Часть вторая - «Солнечная керамика Андижана»

Начало тут:
1.Керамика Узбекистана. Часть первая – «Риштанская глазурь»


Источник фото

Продолжу свое повествование о керамике Узбекистана, начатое здесь.
Я часто размышляю о том, почему в Ферганской долине так много талантливых людей. Это касается не только производства керамики. Многие видные ученые, предприниматели, художники, актеры, спортсмены – выходцы из Долины. Видимо дело в том, что это самая густонаселенная область не только Узбекистана, но и Средней Азии. В некоторых областях (например, Андижанской) плотность населения выше, чем в Москве! И, учитывая большое количество людей, живущих на относительно небольшой площади, наверно срабатывает закон перехода количества в качество. Народу много, надо как-то выделяться. Поскольку общество глубоко традиционное и патриархальное, то эпатажностью особо не выделишься – забьют камнями. Вот и приходится людям искать другие пути
К счастью, Узбекистан богат на мастеров. И Риштан не единственное место, где производят чудеснейшую керамику. Есть в Ферганской долине поселок Гумсарай, где делают керамические изделия особого, насыщенного небесно-бирюзового цвета.


Источник фото


Источник фото


Источник фото


Источник фото


Источник фото


Источник фото

На другом конце Ферганской долины расположен город Андижан, в котором изготавливают свою особенную керамику в желтых, коричнево-зеленых теплых тонах. Неоднократно керамическое искусство Узбекистана переживало сложные времена. Немало досталось и Андижану – во-первых, производство керамики требует огромных усилий, усидчивости и терпения. Во-вторых, относительно низкий уровень жизни – сами понимаете, ручной труд часто дороже машинного и изделиям мастеров сложно было конкурировать с менее качественными и красивыми, но более дешевыми фабричными тарелками и кувшинами. В третьих, Андижан находится на удалении от обычных туристических маршрутов и долгое время Ферганская долины была связана с остальным Узбекистаном только через узкий Камчикский перевал, сильно зависящий от погоды и поэтому рынок сбыта их керамики локальный. Но есть надежда, что ситуация изменится к лучшему и андижанская керамика займет свое достойное место наравне с риштанской.
Узоры андижанской керамики – особая история. Все узоры несут в себе особый тайный смысл, являясь амулетами и оберегами.


Источник фото
Например, узоры-треугольники на этом лягане (блюде) призваны защищать от бед. Повесьте его у себя дома на стену и, по поверью, беды обойдут стороной ваш дом.


Источник фото
А на фото ниже обод ляган (блюдо) украшено узором «пилляк» (кокон шелкопряда), напоминающем восьмерку и символизирующем богатство и достаток. Также на многих изделиях можно увидеть стилизованное изображение плодов граната, символизирующих богатство, долголетие и здоровое потомство. Семья, желающая завести ребенка должна обязательно иметь дома какую-нибудь вещь с изображением граната.


Источник фото


Источник фото


Источник фото


Источник фото


Источник фото


Источник фото


Источник фото


Источник фото
Коричневые завитки на ободе лягана, изображенного на фото ниже, символизируют рога барана-кучкара и означают защиту от бед и невзгод.


Источник фото


Источник фото


Источник фото
Есть еще у андижанцев интересная штука под названием дам-товок – блюдо-крышка. Оно является крышкой для казана. Толстые стенки позволяет ей удерживать и равномерно распределять тепло в казане, а если дам-товок перевернуть вверх ногами, то это будет полноценная емкость для подачи еды.
В «режиме» крышки:

Источник фото

В «режиме» блюда:

Источник фото


Источник фото

В андижанской школе керамики также есть изделия сине-голубых цветов, но они отличаются от риштанских работ более ярким бирюзовым цветом, более крупными узорами и несколько иной техникой росписи


Источник фото


Источник фото


Источник фото


Источник фото


Источник фото


Источник фото


Источник фото


Источник фото


Источник фото


Источник фото


Источник фото


Источник фото


Источник фото


Источник фото


Источник фото


Источник фото


Источник фото


Источник фото


Источник фото


Источник фото


Источник фото


Источник фото


Источник фото


Источник фото


Источник фото

На этом я завершаю свой рассказ о керамике Ферганской долины и в следующем посте продолжу рассказ о керамике Ташкента, Самарканда и Бухары.

30 second exposure

21
332.181 GOLOS
На Golos с October 2016
Комментарии (6)
Сортировать по:
Сначала старые