Культово-мемориальный комплекс Султан-Саодат. Из цикла очерков «Строго на юг!»
Предыдущие очерки можете прочитать тут:
1. Строго на юг! Путешествие к соляным шахтам Туз-Гори, Узбекистан
2. Древний речной порт Кампыртепа или путешествие в буддистский Термез, Узбекистан.
4. Зурмала – Буддистская ступа в Термезе, Узбекистан
5. Мавзолей Аль-Хаким Ат-Тирмизи. Из цикла очерков "Строго на юг!". Термез, Узбекистан
7. Кирк-Киз - крепость амазонок. Из серии очерков "Строго на юг!". Термез, Узбекистан
Предлагаю Вашему вниманию заключительный пост из цикла очерков «Строго на юг!», в котором я рассказываю о своей поездке в самый южный регион Узбекистана – Сурхандарью.
Предыдущий пост из этого цикла я опубликовал аж два месяца назад! К сожалению, из-за занятости в реале у меня никак не доходили руки до завершения цикла.
Итак, мы расстались с Вами у выхода из крепости древних амазонок Кирк-киз. Это был последний день нашего визита в Термез и до отхода поезда оставалось всего лишь пара часов. Поэтому мы не стали затягивать, погрузились в автобус и поехали в Султан Саодат.
Султан Саодат – это культово-мемориальный комплекс, посвященный термезским правителям сейидам. Комплекс формировался на протяжении почти целого тысячелетия – с XIII по XVII вв.
Сейиды, к слову, считаются прямыми потомками пророка Мухаммеда и основателем династии термезских сейидов был Хасан ал-Эмир, который, как считается, был потомком имама Хусейна – внука Мухаммеда.
Площадь мемориального комплекса превышает 4 га. В свое время комплекс насчитывал более 140 строений, но с годами часть из них разрушилась. Здания комплекса с большим искусством выполнены из жженного кирпича.
На территории комплекса находится большая мечеть. Однако ее иногда именуют также мавзолеем, так как в ней расположены могилы.
Стены мечети украшены восьмигранными майоликовыми плитками с геометрическим орнаментом, а на глазури имелись вставки из золота. Архивольт арки опирался на трехчетвертные колонки с причудливыми капителями, украшенными геометрическим и растительным орнаментами. Стены вестибюля были покрыты росписью, выполненной черной и синей краской (фрагменты обнаружены во время исследований). К середине XX в. сохранилась лишь малая часть этого декора, а ныне он полностью утрачен.
Султан Саодат периодически реконструировали. Так, впервые это произошло в XIV-XV вв. - восстановили первоначальный вид здания; прежний декор стал соответствовать стилю того времени; выгравировали надпись, ценной для ученых тем, что она - одна из самых ранних письменных фиксаций родословной сейидов Термеза. Следующая реставрация была произведена в конце XIX в. шейхом, который являлся хранителем комплекса, потомком сейидов. В настоящее время также ведутся восстановительные работы.
На западе комплекса во второй половине XIV в. были выстроены еще два монументальных здания: дарваза-хана (предвратное сооружение) и ханака (обитель дервишей), в торцах которой находились михрабы. Впоследствии, судя по количеству очагов, помещение ханаки стали использовать как кухню. К 1978 г. она была разрушена и стала загоном для овец.
В главной усыпальнице Султан Саодат хоронили и останки многих знаменитых членов сейидов, которые в свое время покинули родину. Менее знатных представителей этого рода хоронили в менее монументальных мавзолеях, расположенных на севере и востоке комплекса и повторяющих план самого первого мавзолея - объединенные вестибюлем два здания.
Султан Саодат был до недавнего времени (30-е гг. XX в.) активным местом паломничества мусульман. С четверга на пятницу закалывали жертвенных животных, приготовляли пищу, читали Коран, обходили могилы, возжигали свечи. И вот после установления четкой границы между Узбекистаном и Афганистаном паломничество к нему почти прекратилось.
Кстати, меня немного удивил вид смотрителя этого комплекса. Я частенько езжу по Узбекистану и посещаю различные исторические места и смотрители там одеваются в повседневную одежду. Смотритель Султан Саодат выгодно отличался от своих коллег в других городах – благообразный седой старик, одетый в национальную одежду – легкий хлопчатобумажный халат, просторные штаны и рубаху. И было в нем еще что-то неуловимое.
Только потом я понял что – обычно смотрители это наемные работники, которые, скучая, сидят в залах и ждут окончания рабочего дня. А смотритель Султан Саодат явно любил свою работу и видно, что он посвятил ему свою жизнь. Позже гид рассказала нам, что смотрителя зовут Абдурахмон-мулла – мужчины его рода на протяжении многих поколений оберегают этот комплекс, поддерживают в нем порядок, читают молитвы для паломников и устраивают ознакомительные экскурсии для всех интересующихся. Сам Абдурахмон-мулла уже много лет занимает пост смотрителя и на своем веку повидал немало известных и влиятельных людей.
На небольшом расстоянии от основного комплекса находятся развалины старой мечети. Говорят, этой мечети больше тысячи лет и она была построена в XI веке.
На этом я заканчиваю цикл очерков «Строго на юг!». Надеюсь Вам было интересно.
Искренне Ваш, Damm!