Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
italia-elena
7 лет назад

Прогулки по Милану-день третий. "Тайная вечеря" Леонардо

Начало "Прогулки по Милану" здесь

церковь Санта-Мария делле Грацие (S.Maria delle Grazie),вход

К моему третьему дню пребывания в Милане я начала готовиться заранее.

Хорошо, что догадалась предварительно покопаться в интернете, иначе не видать бы мне Леонардовской «Тайной вечери», как своих ушей.

В трапезную монастыря церкви Санта-Мария делле Грацие (S.Maria delle Grazie), где находится изображение, можно попасть только по предварительной записи по телефону. Мне повезло - нашлось местечко в группе через три дня.

Говорят, иногда своей очереди на посещение приходится ждать и месяц, и два.

От меня потребовали все паспортные данные с адресом и датами, и попросили сразу же произвести оплату кредитной картой.

Затем предупредили, что я должна приехать за 15 минут до начала посещения. Опаздавших с другими группами не пускают. А на визит отводится только 15 минут.

Такие вот строгости.

Позже я стала свидетелем сцены, когда итальянские туристы пытались уговорить кассира продать им билет за двойную цену, чтобы пройти в тот же день. Но, увы, запись существует сама по себе, а кассир только выдает билет по длинному номеру, который мне надиктовали по телефону после оплаты.

Это правила, обеспечивающие безопасность шедевра Леонардо да Винчи.

Теперь понимаете, почему я поднялась не свет ни заря и за час до назначенного времени уже сидела на скамеечке возле монастыря.

церковь Санта-Мария делле Грацие (S.Maria delle Grazie), вид сбоку

церковь Санта-Мария делле Грацие (S.Maria delle Grazie),

Осмотреть саму церковь Санта-Мария делле Грацие я решила после.

А вот немного погулять вокруг можно и сейчас.

Обходя собор по периметру, я увидела вход во внутренний дворик церкви.

Замкнутое пространство портиков, цветущие кусты…В самом центре - низкий фонтанчик со смешными фигурками лягушек, у которых изо рта которых вытекают струйки воды…

Картина дышала таким покоем, что пройти мимо было невозможно. Я вошла внутрь и села на парапет, окружающий дворик, прислонилась затылком к шероховатой, нагретой утренним солнцем, старой колонне, вытянула ноги, закрыла глаза. Какая тишина, только слышно тихое журчание воды да щебет птиц...

Крошечная обитель мира и покоя в самом центре нервного и суетливого Милана. Это казалось невероятным.

Вот так совершенно неожиданно я обрела любимое местечко.

дворик церкви Санта-Мария делле Грацие (S.Maria delle Grazie)







За 15 минут до назначенного времени я стояла с группой туристов у турникета на входе в трапезную и рассматривала фотографии на стенах.

Думаю, что и без моих слов вы догадались, что ни о какой фотосъемке и речи быть не могло, контроль очень жесткий. Да это и понятно. Изображение разрушается…

Зачем Леонардо понадобилось писать его в новой, отличной от принятой тогда, технологии, кто сейчас ответит?! И то уже чудо, что оно не погибло во время англо-американской бомбежки во вторую мировую войну. Ведь свернуть-то и перевезти на сохранение картину невозможно, «Тайная вечеря» написана на стене.

Мы вошли в большой зал без окон (они были заложены во время последней реставрации, чтобы солнечный свет не разрушал краски).

Вот она, самая известная работа Леонардо.*

Во всю стену, с фигурами, изображенными в полный рост.

Такое чувство, что ты смотришь в большое окно, а за спиной у Иисуса находится комната...

"Тайная вечеря" Леонардо да Винчи ( "Ultima cena" )

Словно подернутая дымкой или тончайшей кисеей, местами осыпавшаяся, она словно истаивает, как снег на мартовском солнышке.

Леонардо начал создавать ее в 1495 году по заказу герцога Людовико Сфорца (Ludovico il Moro Sforza). Он писал ее в технике, которая, по сути, не является фреской, потому что фрески пишут по мокрой штукатурке.

А здесь была использована техника писания маслом и темперой по сухой штукатурке. Картина была создана всего за три года, но уже в 1517 году краски стали отслаиваться от накапливающейся влаги.

Ее пытались укрыть занавесом от сырости, но ткань только царапала красочный слой.

В 1557 году биограф художника Вазари писал, что картина настолько разрушена, что уже с трудом различаются фигуры.

В 1652 году прямо в росписи была проделана дверь, представляете?..

Ее потом заложили, но следы этого вандализма видны.

С 1726 года начинаются попытки спасти шедевр от гибели, но каждая последующая реставрация только наносила ему вред.

Когда в 1796 году Милан захватил Бонапарт, в трапезной устроили склад оружия, а французские солдаты закидывали картину булыжниками и выковыривали глаза Апостолам, забравшись на приставные лестницы. И как у них руки не отсохли...

Потом они превратили трапезную в тюрьму.

После ухода французов снова начались попытки реставрировать и спасти изображение, его и дописывали, и лаком покрывали.

Поневоле задумаешься: а что тут собственно от Леонардо осталось?

15 августа 1943 во время англо-американской бомбежки трапезная была разрушена, и как осталась целой "Тайная вечеря" один Господь знает. Возможно еще и благодаря тому, что вся стена была завалена доверху мешками с песком, чтобы не допустить ее вибрации и осыпания красок.

Досталось «Тайной вечере», что и говорить.

А еще гуляет в народе легенда, что якобы Леонардо изобразил рядом с Иисусом только 11 Апостолов, а двенадцатой написал...Марию Магдалену. Много раз я слышала об этом, и, конечно же, задала вопрос хранителю музея - правда ли это? «Нет, это вымысел. На картине изображены все 12 Апостолов. Нет там Марии. Это юный Джованни так красив, что его принимают за женщину.»

На противоположной стене трапезной расположена фреска «Распятие Христа» Джовани Донато да Монторфано (Giovani Donato da Montorfano), созданная в 1495 году. Существует мнение, что к ней тоже приложил руку Леонардо. Но эти две работы настолько отличаются друг от друга, что в этом возникают большие сомнения.

Здесь нет той перспективы, создающей полную иллюзию объемного пространства, как в "Тайной вечере".

Эта фреска тоже чудом уцелела во время бомбежки. А вот портреты герцогской семьи Сфорца, написанные Леонардо в той же технике, что и "Тайная вечеря", погибли вместе с прекрасной монастырской библиотекой.

NB! На следующий день в Пинакотеке Брера (Pinacoteca di Brera) я нашла изображение Джованни.

Он действительно был очень юн и красив, совсем как девушка.

К сожалению, показать изображение не могу. В свободном доступе его нет, а снимать в Пинакотеке Брера запрещено.

«Распятие Христа» Джовани Донато да Монторфано (Giovani Donato da Montorfano),

Так выглядела церковь Санта Мария делле Грацие после англо-американских бомбардировок, 1943 г.**

Только в 1977 году начались работы по очищению изображения от всех неудавшихся реставраций, консервация и восстановление, длившиеся 21 год.

Координаты для желающих посетить музей.

Телефон для записи на посещение "Тайной вечери" (“Cenacolo Vinciano”)

Оператор (+39) 02 92800362 Fax (+39) 02 92800362

Время работы музея с 8.00 до 19.00 вторник-суббота

Последний вход в 18-45.

Стоимость билета 12 евро.

Закрыто 1 января, 1 мая, 25 декабря.

Продолжение "Прогулки по Милану-день третий" завтра

Немного фотографий Милана




Фото работ Леонардо да Винчи взяты из источников:

* http://www.rafaeel.it/it/posti-da-visitare-in-ital...

**http://www.corriere.it/foto-gallery/cultura/25-apr...

***http://www.liveinternet.ru/users/5322735/post40461...

2
212.565 GOLOS
На Golos с January 2017
Комментарии (6)
Сортировать по:
Сначала старые