Оперный театр от старины до современности (Одесса) Часть №1
Да, после того, как начал писать этот пост, понял, что одной небольшой частью не отделаться. Просто невозможно рассказать за Оперный Одессы, история которого равна долголетию жизни самого города, в двух словах. Поэтому, приготовьтесь читать много буковок и несколько частей.
Часть №1
Оперный театр неразрывно связан с историей самой Одессы. Это неудивительно. Так как знаменитый на весь мир «Оперный» моложе самого города всего на несколько лет. История его основания связана и сим. Дюка де Решилье. Именно этот видный градоначальник, политический деятель прекрасно понимал, как развивать город, делать его популярным и знаменитым. Герцог Дюк (так до сих пор именуют в Одессе да Решилье) понимал, что портовый небольшой городок стал пристанищем для представителей самых разнообразных народов. Ну, а что может скрепить разношерстный народ? Правильно: только музыка.
Да, первое время театр представлял собой небольшую сцену, установленную в одной из торговых лавок. Именно на этой маленькой сцене, без особого убранства и мастерства была сыграна 1-я постановка. Оперу Аблесимова «Мельник, колдун, обманщик и сват» поставили обыкновенные солдаты, любители высокого искусства.
Первые годы оперы ознаменовались тем, что спектакли ставили в самых разных уголках: подмостки небольших торговых лавок, сцены, установленные на рынках и так далее. Все эти мытарства продолжались до 1809 года.
Дюк смог выбить соизволение властей на строительство 1-го большого здания в городе, ныне «Одесского национального театра оперы и балета». Строительные работы стартанули в 1804 г. Архитектором выступил итальянец Франческо Фраполли. Но, его проект оказался несколько недоработанным. Свой взгляд на проект высказал французский специалист Тома де Томон. Его изменения были приняты, и началось 5-летнее строительство Оперы!
Все работы завершилось осенью 1809 года. Но открыли его только 10 февраля 1810 года. Открывали театр 1-актной оперой Фрелиха «Новое семейство» и водевилем «Утешенная вдова». Последий был представлен в постановке труппы Фортунатова.
Первичное строение располагалось несколько ниже нынешнего. Оно находилось практически рядом со сквером Пале-Рояль.
Архитектура поражала своей красотой и французской элегантностью. Белоснежное строение, выполненное в классическом стиле, украшенное портиком коринфского ордера. Фронтон смотрел на английский клуб (сегодня это музей Морского флота страны). Фасад был обращен к порту.
Это было большое и вместительное помещение. Постановки могло посещать до 800 зрителей одновременно. Это при том, что в то время в самом городе насчитывалось всего 12 с половиной тысяч жителей. По примеру итальянских сооружений, зал имел три яруса. В общей сложности тут было построено и оборудовано 17 лож. Правда кресел было всего 44. Все остальные зрители могли следить за всеми действами на сцене, стоя в партере. Там помещалось более 700 человек. Первое здание оперного театра современники сравнивали с античными храмами. Оперный, по праву считался самым красивым во всей Российской Империи.
На первых порах, пока не было собственной труппы, тут выступали представители не только Российского искусства, но и мировые признанные мэтры.
Регулярные спектакли ставились, начиная с 1811 года, после того, как был заключен контракт с труппой князя Шаховского. Но эпоха русского искусства в Оперном была не долгой. Начиная с 1822 года, тут начинает господствовать итальянская опера. Это связано с тем, что отдавалось предпочтение классикам оперного искусства, антрепренерам Монтовани, Замбони, Буанаволио и так далее. Но это не означает, что русское искусство оказалось забыто. К примеру, в 1836 году на сцене Театра выступает московский танцор К. Богданов со своими дочерьми. Были представлены балеты «Сильфида» и «Пахита».
Одно время, после 13-месячного проживания Пушкина в Одессе, театр стали называть в честь поэта. Да, именно тут молодой Пушкин проводил большое количество своего времени. Обожание Оперного театра отразилось в его творчестве. Сперва, он произнес довольно громкие слова: «Итальянская опера в Одессе обновила мне душу». Ну, а затем, под его пером появились прекрасные строки за Одесский оперный в его знаменитом произведении «Евгений Онегин».
Само здание театра постоянно подвергалось реконструкциям и обновлениям. Устранялись недостатки, ремонтировались изъяны и так далее. Всего насчитано несколько значительных перестроек: 1820 – 1822 года, 1831 – 33 года, 1836, 1857 и 1872 году. Все эти перестройки принесли много новшеств. В результате этого в оси колон была построена каменная стена, что позволило расширить фойе. Со стороны Решильевской был достроен каменный вестибюль в один этаж.
Несколько слов о внутреннем убранстве. Как выглядел Оперный внутри мы можем узнать из многочисленных мемуаров и писем современников. На первых порах зал освещался канкетами, а люстра появилась несколько позже. Справка. Канкеты, это 5-конечные канделябры, которые крепились к наружным стенам лож. Сама сцена была освещена благодаря большим рампадам с маслом. Для освещения применяли восковые и сальные свечи. Именно это делало атмосферу в театре довольно привлекательной. Современники отмечали что воздух был необыкновенным: смесь свечного нагара и приторного запаха дамских духов. Галерея терялась во тьме. Это делало представление на сцене поистине волшебным, свет казался ослепительно ярким, а все действо – сказочным, нереальным и покрытым таинством волшебства.
Да, вот таким было первое здание Оперного театра в Одессе. Оно просуществовало 2 февраля 1873 года. Ночью, из-за утечки газа, которым подсвечивались театральные часы, расположенные над входом, здание пало под ударами жестокого, всепоглощающего буйства пламени пожара.
Продолжение следует...
Памятник и фонтан адресованы в поддержку конкурса от @lira: Памятники и фонтаны. Отдельно труд пишется в поддержку сообщества @mapala. Отдельно хочу поддержать инициативу от @nikalaich: "Истфак".
Ну и самое интересное. Решил пустить историю Оперного Театра в Одессе по проекту "Жизнь" от @genyakuc.