Мой город Иваново - рожденные революцией
Памятники в городском пейзаже – вещь повседневная, но очень знаковая. Привыкшие к скульптурам и бюстам ивановцы спешат мимо, не обращая на них внимания, настолько привычными стали для большинства эти монументы. А ведь город – это в том числе и его памятники, они вносят очень яркий колорит в его облик. Вот, по призыву @veritas решила поучаствовать в конкурсе и о некоторых наших памятниках рассказать.
Родина первого Совета
Честно говоря, идею окинуть свежим взглядом ивановские революционные памятники невольно подали местные коммунисты. Задавая вопросы к традиционному отчетному докладу губернатора, они потребовали посодействовать установке бюста Владимиру Ленину в Гавриловом Посаде.
Мысль ставить очередного бронзового или мраморного вождя революции, пусть и в год ее столетия, показалась весьма необычной. С другой стороны, памятников Ленину у нас в области и городе еще немало, как и других символов советского периода. Так что же, получается, Иваново – по-прежнему в первую очередь родина первого Совета?
Ленин всегда живой
Самый известный монумент Ленину, как призрак коммунизма, высится на одноименной площади. Горожане так привыкли к этой скульптуре, что вряд ли задумываются, куда зовет вождь мирового пролетариата, устремивший взор в светлое будущее. Кстати, мало кто знает, что изначально на этом месте стояла небольшая скульптура Ленина, ее установили еще в 20-е годы. А потом, в середине 50-х, заменили на боле пафосный монумент Фридмана и Ростковского.
Но в Иванове есть еще несколько Лениных. Один в виде барельефа на фасаде с известной каждому ивановцу надписью «Пролетариат московский, питерский и иваново-вознесенский доказал на деле, что никакой ценой не уступит завоевания революции». Другой – рядом с Главком на Шереметевском проспекте.
Еще один до недавнего времени стоял на улице Батурина. Но недавно его не стало - может, сам развалился,таким он был ветхим.
Памятник Ленину на площади его имени, вроде как в год столетия революции собирались реставрировать. Другие скульптуры вождя, хотя и находятся не в лучшем состоянии, наверняка в нем и останутся.
Босяки в северных широтах
Еще одна знаменитая скульптурная композиция расположилась на пл. Революции, близ здания городской администрации. Высокая прямоугольная башня символизирует тюрьму, из которой вырывается пламя революции. В советское время внутри звучала торжественная музыка, горел хрустальный кристалл, потом он раскололся, и его убрали. Ивановцы почему-то окрестили монумент адской трубой.
Рядом – памятник борцам революции работы Рябичева, Кутырева и Малютина.
Один из рабочих поднимает знамя, выпавшее из рук, видимо, раненого товарища. В народе эту композицию цинично, но метко окрестили «Вставай, уже 11» - спиртное в советское время продавалось именно с 11 утра, а позы рабочих и правда напоминают о привычке злоупотреблять. Интересно, что сначала скульптурную группу хотели установить в Одессе, поэтому революционеры изображены босыми. Но в итоге до южного города памятник так и не доехал, осев в Иванове.
Ни ветер, ни вандалы
Еще один знаковый революционный памятник встречает всех приезжающих в Иваново на Вокзальной площади. Устрашающего вида голову, готовую вот-вот рухнуть с высокого постамента при сильном порыве ветра, почему-то считают бюстом революционерки Ольги Генкиной, растерзанной черносотенцами.
На самом деле скульптура Колесникова, Душкина и Томского символизирует всех молодых революционерок. Как только ее ни называли – и «головой профессора Доуэля», и «железной башкой», и невестой, ожидающей уехавшего на заработки в Москву жениха. А еще, видимо из-за того, что волосы Генкиной развеваются в одну сторону, а шарф – в другую, бюст именуют «Taft – три погоды».
Бронзовый памятник первому ивановскому «красному губернатору» Михаилу Фрунзе поставили в сквере рядом с цирком в конце 50-х годов.
В постсоветское время творение Нероды, Ростковского и Толстопятова претерпело немало бед. Сначала корни посаженных рядом с монументом голубых елей стали разрушать постамент. И тогда власти предпочли сохранить революционный символ, а не уникальные деревья, ели спилили.
Потом, в 2013 году, вандалы отковырнули и утащили несколько плит постамента, сделанных из редкого и дорогого камня лабрадорита. Ивановская полиция возбуждала уголовные дела, но отыскать плиты не удалось. В 2016-м памятник Фрунзе отреставрировали, потратив на ремонт больше трех миллионов рублей. Предполагалось, что рядом с памятником оборудуют камеры видеонаблюдения, но сделали это или нет, неизвестно.
Кстати, в Иванове есть еще и бюст Фрунзе. Он стоит напротив входа в бывшую Ивановскую государственную текстильную академию, которая в советское время отпочковалась от созданного именно им Иваново-вознесенского политехнического института.
С привязкой к местности и без
На улицах Иванова еще довольно много каменных революционеров. Это, к примеру, Федор Афанасьев из розового гранита, погибший от рук казаков во время демонстрации в Иваново-Вознесенске. Товарищи звали его «Отцом», а студенты колледжа культуры, неподалеку от которого установлен монумент, ласково окрестили «Отцом культуры».
Неподалеку, рядом со зданием медицинской академии, стоит бюст нашему земляку Андрею Бубнову работы Смирнова, Евграфова и Шмелева. Именно этот профессиональный революционер, будучи наркомом просвещения, в свое время основал ивановский мединститут. В 1938 году он был репрессирован и расстрелян, подобно множеству своих соратников.
Во дворе бизнес-центра, организованного на базе бывшей фабрики им. Кирова, до сих пор стоит памятник знаменитому революционер, погибшему в результате покушения. Правда, Сергей Миронович не был связан с нашим городом, да и автор закрепленного на кирпичном постаменте незатейливого монумента неизвестен. Но в советское время именем революционера было названо множество заводов и фабрик, стадионов, населенных пунктов, даже паровозов и кораблей. Так что он продолжает быть увековечен и у нас, видимо, по инерции.
А вот памятник революционерке Ольге Варенцовой вовсе не случайно установлен в Иванове. Она здесь родилась, начинала свою революционную деятельность. Да и создавали монумент такие признанные мастера, как Аникушин, Гепнер и Касаткин. Так что бронзовая статуя на гранитном постаменте, видимо, вечно будет стоять в сквере около центра культуры и отдыха.
Все эти осколки советской эпохи, хотя, возможно, и выглядят не совсем уместно в условиях изменившейся реальности, все же создают некую особую атмосферу. Вот и получается, что на ивановцев по-прежнему воздействуют, пусть и неявно для них самих, символы ушедшего времени.