Бухара – сказочный город из «Тысячи и одной ночи»!

Вообще-то, строго говоря, Бухара не упоминается в «Тысяче и одной ночи». «Главный герой» этого сказочного сборник — город Багдад, в котором, как известно, «всё спокойно». Но когда Вы окажетесь в Бухаре, пройдётесь по её извилистым узким улочкам, посетите торговые ряды, то легко поверите, что тут вполне мог убегать от стражи Аладдин. А в могучей цитадели Арке могла томиться прекрасная принцесса Жасмин или плести свои интриги коварный визирь Джаффар. Увидев величественные и монументальные постройки, легко поверить, что тут не обошлось без сказочных волшебных джиннов…

У каждой страны есть своя туристическая визитная карточка. Для России — это Кремль и Красная площадь, для США — статуя Свободы в Нью-Йорке. Великобритания известная Тауэром или Биг-Беном. Так и самаркандский Регистан является своего рода визитной карточкой Узбекистана: у иностранцев именно он ассоциируется с Узбекистаном. В Узбекистане три основных «туристических кита» — это Самарканд, Бухара и Хива. Однако большинство туристов, всё же едут в Самарканд, незаслуженно обделяя вниманием Бухару. А ведь Бухара во многом даже колоритнее и интереснее Самарканда.

Сегодня Бухара — это относительно небольшой город с населением около 280 тыс. человек. На протяжении тысячелетий Бухара была столичным городом, постоянно соперничая с Самаркандом. И если Самарканд известен своими величественными сооружениями эпохи Тимуридов, которые были отреставрированы и «вылизаны» до невозможности, то в Бухаре многие постройки остались в первозданном виде, не пострадав от воздействия «реставраторов». Возможно, такие здания не особо красиво смотрятся на фотографиях, но зато от них веет духом древности!

Бухару населяют бухарцы. Именно так они себя величают. Не узбеки, не таджики или персы, а бухарцы. Официально жители Бухары «персоязычные узбеки», но бухарцы не согласны с таким определением и не относят себя ни к узбекам, ни к персам. А как тут разобраться, если в их крови течет согдийская, персидская, тюркская и арабская кровь, а говорят они на смеси узбекского и фарси?

Позвольте провести для вас экскурсию по древней и благородной Бухаре. Город этот очень древний: история его насчитывает более 25 веков! Во II веке до н.э. китайские путешественники рассказывали об этом городе. В разные периоды город имел различные названия. Известны Пу Хо, Ну Ми, Нумижкент. Нынешнее название города имеет несколько версий: от санскритского «вихара» («обитель знаний» или «монастырь») или согдийского «бухарак» («удачное место для жизни»). Так или иначе оба названия подходят этому городу.

Бухара всегда была городом купцов, а значит очень богатым городом. И на богатства Бухары, как мухи на мёд слетались самые различные завоеватели. Сначала были персы во главе с Киром. Затем персов разгромил Александр Македонский и завоевал Бухару. Ему на смену пришли «белые гунны» — эфталиты. Эфталитов сменили тюрки из Тюркского каганата, тех в свою очередь сменили арабы и насаждён ислам. При династии Саманидов Бухара переживала свой культурный и экономический расцвет. В 892 году Исмаил Самани перенёс столицу в Бухару. В период расцвета Бухары здесь жили и работали такие выдающиеся личности Востока как Авиценна и Омар Хайям.

Мы пройдёмся с вами по самому популярному туристическому маршруту в Бухаре, который начинается возле мавзолея Саманидов и заканчивается у медресе Чор-Минор. Все остальные основные достопримечательности расположены практически на прямой линии между этими двумя точками. Есть, правда, ещё два интересных объекта — это мемориальный комплекс Бахауддина Накшбанди и летняя резиденция последнего бухарского эмира Ситора Мохи-Хоса, но они лежат за городом, и о них я поведаю вам отдельно. А сегодня предлагаю вам совершить со мной небольшую обзорную экскурсию по  самому сердцу древней и благородной Бухаре! Сразу оговорюсь: у туристических властей наконец «дошли руки» и до Бухары и весь исторический центр благоустраивается и реставрируется. К сожалению, мы попали как раз в самый разгар работ.

Обязательно запаситесь водой и панамой. В Бухаре очень жарко. Даже в конце августа температура достигает почти 40 градусов Цельсия. Бухара расположена в степи и поэтому южные ветра приносят зной. Летом есть определенный период, называется «саратон», когда температура в тени поднимается выше 45 градусов, а на металлических крышах домов можно жарить яичницу!

Большинство построек в Бухаре относится к послемонгольскому периоду. В свое время, войска Чингисхана буквально сравняли город с землей и на восстановление былой славы у Бухары ушли целые века. Постройки домонгольской эпохи очень редки, а потому ценны. Например, мавзолей упомянутого ранее Исмаила Самани, построенный в IX веке:

Этот мавзолей является одной из жемчужин мирового зодчества. Мавзолей имеет безупречные формы и пропорции. Особым образом уложенные кирпичи создают иллюзию того, что стены мавзолея сплетены из камня. Безусловно, это гениальное творение зодчих!

Рядом с мавзолеем Саманидов расположено интересное архитектурное сооружение — это Мавзолей Чашма-Аюб. Это сооружение носит культовый характер и в нём расположены захоронения, а также святой источник. Ныне тут располагается Музей воды. По археологическим данным Чашма-Аюб был построен в 1379-1380 гг. По преданиям Чашма-Аюб тесно связана с пророком Иовом (Аюбом). Когда он путешествовал по бухарским землям во время засухи и чтобы помочь местным жителям, он ударил посохом о землю и оттуда забил святой источник со свежей целебной водой, который не иссякает и до сих пор.

Позади источника расположено захоронение, а сам источник оборудован электрическим насосом, который обеспечивает водой всех страждущих.

По большому счёту неизвестно, существовал ли пророк Иов на самом деле, но сам факт существования памятника, носящего имя библейского пророка, свидетельствует о взаимодействии различных культур и религий в далёком прошлом. Архитектура и украшения древних зданий, к сожалению, привлекают не только туристов, но и воров. Так, в 2014 году был украден и вывезен за границу фрагмент фасада Чашма-Аюб. Обнаружился он в Великобритании и Британский музей помог вернуть украденный узор обратно в Узбекистан.

Напротив Чашма-Аюб расположен небольшой мемориальный комплекс, посвященный Имаму Аль-Бухаре, известному на Востоке учёному-богослову. Однако не стоит путать его с мемориальным комплексом в Самарканде, где он был захоронен. Это современное здание, но форма у него довольно интересная.

Если идти от Чашма-Аюб в сторону величественного Арка, то вы не пропустите Боло-хауз («Детский водоем») — архитектурный ансамбль, построенный в XVIII веке и состоящий из мечети, небольшого минарета и хауза (водоёма).

Мечеть очень богато украшена растительными узорами и цветной росписью. Мечеть состоит из двух частей: «зимней» и «летней». Зимняя находится в здании, а летняя расположена под навесом (айваном). Навес установлен на многочисленных деревянных колоннах. Причём узор на каждой колонне уникален.

Рядом с мечетью стоит небольшой, с характерной для бухарской архитектуры формой, минарет. Он похож на минарет Калян (о нём я расскажу позже), только меньше в размерах.

Напротив мечети Боло-хауз стоит одна из Шуховских башен. Удивительно, что её не разрушили и не сдали на металлолом в пылу «реставрации исторического наследия».

 

Через дорогу от Боло-Хауза стоит, пожалуй, главнейшая достопримечательность Бухары, её сердце — могучая цитадель Арк, которая как бы нависает над городом. Арк очень интересное здание: его могучие покатые стены и мощнейшие сторожевые башни как будто взяты из фэнтезийных сериалов типа «Игры престолов».

Такие стены, наверно, смогли бы устоять и под натиском драконов Дейнерис Бурерожденной… Арк очень древнее сооружение. Возраст его достоверно не известен, но известно, что он уже на протяжении полутора тысяч лет был резиденцией правителей Бухары. 

Есть пара легенд, связанная со строительством Арка. Первая из них повествует о том, как герой античного эпоса Сиявуш полюбил дочь могущественного царя Афрасиаба. Чтобы проверить смекалку героя, Афрасиаб поручил ему построить дворец, который бы уместился в пределах бычьей шкуры. Но Сиявуш не зря был героем — он обладал ярким, нестандартным умом и остроумием: он разрезал бычью шкуру на множество тоненьких полос, которые связал вместе, разложил на земле и соединил концы. Внутри этих границ и построил Арк.

Вторая легенда связана с реальными фактами. Считается, что строителем Арка был Бидун Бухар Худот — правитель Бухары, в IX веке н.э. он пытался несколько раз построить могучую крепость и каждый раз строительство заканчивалось неудачей. Наконец, мудрецы сказали ему построить крепость на семи столбах, повторяющих расположение звезд в созвездии Большой медведицы. Правитель последовал их совету, и вот уже десятки веков Арк охраняет покой Бухары.

Во многих странах есть цитадели, являвшиеся резиденциями правителей: Московский кремль, Лондонский Тауэр или Запретный город в Пекине, но по сравнению с ними Арк был резиденцией правителей гораздо дольше, чем перечисленные ранее достопримечательности. Это город в городе, со своими улочками и площадями.

С изгнанием большевиками последнего эмира, Арк превратился из резиденции правителей в археологический и культурный памятник. Сейчас на территории Арка располагаются множество музеев. 

Кроме правителей в Арке жили их приближённые, слуги и охрана. Кроме того, в Арке был даже свой конюший двор на 12-14 лошадей. И не простых коняг, а ахалтекинских скакунов, каждый из которых стоил целое состояние!

Местные жители всегда прятались в Арк, но не всегда им удавалось защитить стены цитадели. Так, в 1220 году войска Чингисхана ворвались в Арк и частично его разрушили. Однако самый большой ущерб Арку нанесли большевики 700 лет спустя, когда бомбили цитадель с самолётов. На сегодняшний день ведется восстановление Арка.

Выйдя из Арка и обойдя его мощные стены, мы можем увидеть возвышающийся минарет Калян, который входит в архитектурный ансамбль Пои-Калян.

Осью, главной фигурой этого ансамбля является огромный минарет Калян, высотой почти 46 метров. Этот минарет можно считать своеобразной осью всей Бухары. Постройки расположены таким образом, что минарет видно со всех сторон, а дороги расположены так, что к нему можно добраться практически из любого конца города. Этот минарет домонгольской эпохи, был построен в 1127 году.

Вообще, домонгольские сооружения можно отличить по сложнейшим и красивейшим орнаментам, выложенным из кирпичей. Послемонгольское зодчество характерно цветной росписью стен и потолков.

 

По преданию с этого минарета сбрасывали преступников.

Рядом с минаретом расположена мечеть Калян или «Великая мечеть» - самая крупная по площади мечеть в Средней Азии – немногим меньше 10000 кв. метров. Огромный двор мог вместить почти 12000 молящихся!

А в галереях мечети очень легко потеряться. Несмотря на обилие туристов, любой желающий может войти вглубь мечети и остаться наедине с собой.

А вот вид на минарет изнутри мечети Калян.

Для бухарского зодчества очень характерно расположение зданий, называемое «кош»: здания строятся на одной линии фасадами друг к другу.

Напротив мечети Калян стоит медресе Мири-Араб, построенное в начале XVI века. Дословно — «медресе арабского эмира». Название имеет отношение к видному представителю исламского ордена накшбандиев Абдуллы аль-Йамани Хазарамавти, наставнику шейбанидского хана Убайдуллы — правителя Бухары.

На протяжении веков в этом медресе готовили богословов и теологом для исламского мира. Даже в советское время, в период борьбы с религией, Мири-Араб был единственны действующим в Средней Азии медресе. Из него выпустилось множество выдающихся в исламском мире людей. Широкой общественности, наверно, лучше всего известны Ахмат Кадыров (отец Рамзана Кадырова) и нынешний председатель Совета муфтиев России — Равиль Гайнутдин.

На медресе Мири-Араб расположены Торговые купола, под сводами которых торгуют различными ремесленными изделиями — от тканей до ювелирных украшений.

На фото выше изображен Токи-Заргарон — купол ювелиров. Раньше там торговали золотыми и серебряными украшениями. Сейчас тут торгуют различными сувенирами.

Любопытно, но крытые торговые пассажи появились в России и Европе в XIX веке, а вот в Бухаре они уже были построены в XVI веке. Оно и понятно: торговцы — люди любящие комфорт и им (а в первую очередь их товарам) нужно было укрытие. Толстые стены и высоченные потолки позволяли зимой хранить тепло, а знойным летом поддерживать прохладу.

В Торговых куполах представлены изделия современных ремёсленников. Очень красивые украшения, одежда и игрушки. Сумки и рюкзаки бухарских мастеров могут запросто соперничать со всякими Луи-Ветоннами

А одежда вполне достойна того, чтобы быть показанной на мировых модных показах где-нибудь в Нью-Йорке или Милане!

В Торговых куполах расположены входы, позволяющие войти с любой части города. Если выйти из восточных ворот Токи-Заргарон, то можно попасть на небольшую площадь, которую образуют два медресе — медресе Улугбека, построенное в 1417 году…

…и медресе Адбулазиз-хана, построенное в 1652 году

Ансамбль образует традиционный «кош», т.е. здания стоят фасадами друг к другу на одной линии. Эти медресе немного меньше своих «братьев», расположенных в Самарканде на знаменитом Регистане. Бухарское медресе Улугбека немного меньше и уже, чем его самаркандский собрат. И украшено не так красиво…Но, тем не менее, это самая крупная постройка Тимуридов в Бухаре. Они ведь больше жаловали Самарканд.

Аштарханидский (астраханский) правитель Абдулазиз-хан построил свое медресе напротив медресе Улугбека и оно явно выигрывает у своего соседа богатством и красотой отделки. Кстати, видите на крыше левого минарета лежит какая-то куча? Это не просто куча — это гнездо аистов. Они веками гнездились на этом месте, строя свои новые гнезда поверх старых.

Но нырнем обратно в прохладу торговых куполов. Позади медресе Абдулазиз-хана расположен Токи-Сараффон — купол менял. Но сейчас менялы перекочевали в другое место, оставив купол торговцам сувенирами.

Из купола менял можно пойти по трём направлениям: направо — углубиться в узенькие и кривые улочки Бухары, налево — выйти на Ляби-Хауз, прямо — углубиться внутрь старого города. Повернём налево — к Ляби-Хауз.

Сначала пойдём направо. Пройдём немного и наткнёмся на архитектурный ансамбль Ходжа-Гаукушон (Гаукушон — «убивающий быков»). Раньше здесь жили мясники и располагалась скотобойня и мясной рынок, отсюда и название. Хаджи-Гаукушон. Это ансамбль напоминает Пои-Калян, но в миниатюре — также мечеть с минаретом, и напротив него небольшое медресе. Только эта постройка, конечно, моложе Пои-Калян. Медресе было построено в 1570 году, а мечеть в 1598 году.

К слову о религии в Узбекистане. Основная масса исповедует ислам, но ислам самого миролюбивого и толерантного толка. Поэтому среди мечетей вполне спокойно существуют синагоги, православные храмы и католические кирхи. Доказательством тому служит вот эта евангельская церковь баптистов, расположенная недалеко от мусульманских святынь.

Если идти дальше по закоулкам, то можно выйти к большому медресе Мулло Турсунжон, построенному в XVI веке. Оно долгое время использовалось как учебное заведение, но потом утратило это значение и теперь является памятником архитектуры.

Там же, в глубине бухарских закоулков, расположено медресе Гозиён («гозиён» — борцы за веру), построенное в 1730-34 гг. Поскольку оно лежит далеко от привычных туристических маршрутов, то, видимо, у реставраторов ещё руки не дошли до него.

Раньше здесь читались лекции по теологии и богословию и вплоть до XIX века это было одно из ведущих учебных заведений Бухары.

Можно бесконечно долго блуждать по закоулкам древней Бухары, выискивая всё новые и новые достопримечательности. Чтобы не растягивать этот текст, предлагаю развернуться и вернуться к Ляби-Хаузу.

Мы вновь проходим через Торговые купола и оказываемся на безымянной площади, которую некоторые местный называют Ямой: действительно, в центре площади есть большая яма от раскопок. С одной стороны стоит караван-сарай, а напротив него древняя мечеть Магоки-Атари (дословно с фарси — «Мечеть в яме»). Считается, что она саманидской эпохи, т.е. IX-X вв. н.э. Но учёные считают, что она стоит на месте ещё более древних святилищ. В частности, по некоторым данным, он стоит на месте зороастрийского храма Луны. А это увеличивает возраст строения сразу лет эдак на тысячу!

Как видите, это двухкупольное строение, очень нехарактерное для мусульманской архитектуры. От неё явно веет древностью. Интересный факт: в этой мечети молились и мусульмане, и евреи-яхуды. Причем мусульмане и евреи в Узбекистане большую часть своей истории жили в мире и согласии. Но, к сожалению, и тут без гонений не обошлось… Тем не менее, потомки яхудов считают, что в Узбекистане евреям в прошлые века жилось лучше, чем где бы то ни было в мире.

Сегодня в Магоки-Атари расположен музей ковроткачества. 

И вот мы прошли сквозь небольшую арку и оказались на Ляби-Хаузе. Ляби-Хауз — это водоём, вокруг которого сосредоточено множество памятников архитектуры разных эпох. Вообще, дословно, «Ляби-Хауз» переводится как «Берег пруда или водоема»

 

По дороге к Ляби-Хаузу мы пройдём мимо одной интересной аптеки. Здание было построено в XIX веке и вот на протяжении уже более ста лет оно неизменно остается аптекой. Более того, эта аптека непрерывно функционировала все это время.

С левой стороны Либи-Хауза стоит ханака диванбеги Надира. Диванбеги — это титул, соответствующий главе канцелярии или главе администрации правителя. Также этот титул может быть применим к премьер-министру. Ханака — это строение, приют для странствующих монахов-дервишей. Там они могли бесплатно получить кров и пищу во время своих паломничеств.

Напротив ханаки стоит медресе того же Надира диванбеги — богато украшенная узорами, в том числе птицами и лицом человека, что противоречило традициям ислама. 

 

Сегодня медресе утратило свои образовательные функции и теперь там ресторан, в котором по вечерам устраиваются театрализованные постановки.

Весь ансамбль — ханака, медресе и хауз были построены в период с 1619 по 1623 годы.

В северной части хауза стоит медресе Кукельдаш. Кукельдаш — это звание наиболее приближенного к правителю чиновника. Его доверенное лицо, отвечающее за безопасность и жизнь хана и его семьи. По нашим меркам кукельдаш — это директор ФСБ или ФБР или похожей спецслужбы.

Напротив медресе Кукельдаш расположены строения караван-сарая, приспособленные теперь под гостиницы. 

Возле пруда стоит засохшее персиковое дерево, которое было посажено аж в 1477 году! 

Вдоль водоёма размещены фигурки каравана верблюдов.

 А чуть поодаль один из символов Бухары — острослов и шутник Ходжа Насреддин! 

 От южной стороны Ляби-Хауза расходятся узенькие средневековые улочки. Но вы не бойтесь, там нет грабителей и попрошаек — все мало-мальски пригодные здания уже приспособили под рестораны, гостиницы или галереи…

Возле Ляби-Хауза можно немного отдохнуть и подкрепиться, а затем двинуть дальше — в сторону последнего пункта нашего сегодняшнего путешествия — медресе Чор-Минор, построенное в 1807 году.

Это здание с четырьмя башнями, которое вы видите, — это мечеть. У неё очень оригинальная и нехарактерная для Бухары форма, но, тем не менее, внутри это вполне традиционная мечеть.

На первом этаже совершались намазы и читались молитвы, а на втором этаже была библиотека и в башнях — подсобные помещения.

Очень часто Чор-Минор называют мечетью, однако это не совсем так: рядом с основным зданием есть развалины хиджр — комнат-келий, где жили студенты. По данным историков Чор-Минор было небольшим медресе на 15-20 студентов.

Есть разные версии о том, что символизируют четыре башни (они, кстати, разные по форме и узорам). Одни говорят, что башни символизируют четыре великих династии, правивших Бухарой: Саманидов, Шейбанидов, Аштарханидов и Мангытов. Другие считают, что башни символизируют четыре мировые религии — в узорах можно угадать христианский крест, иудейскую рыбу и буддистское колесо.

Не сильно устали? Тогда вернёмся обратно к Ляби-Хаузу и отдохнем в тени деревьев, вдыхая свежий вечерний воздух… 

Можно заказать чашечку кофе и посидеть, давая отдых гудящим ногам и приводя свои мысли в порядок. День-то был очень насыщенный впечатлениями!

Если у вас еще остались силы, предлагаю немного прогуляться по вечерней Бухаре. Именно вечером она особенно красива! Дневной зной спал и, наконец-то, можно дышать. Город оживает. Жители выходят из домов, дети играют на улицах, а старики сидят в чайхонах и ведут неспешные беседы. Садящееся солнце уже не слепит, а окрашивает древние стены в причудливые цвета…

На фоне закатного солнца древние постройки кажутся еще более древними и загадочными. Загадочный и таинственный Восток…

Бухара — сказочный город из «Тысячи и одной ночи»…

____________________________________________________________

Пост опубликован в рамках конкурса "Путешествие с Mapala"

Напиши пост - Отправь пост - Выиграй путешествие ;)

Условия конкурса

До встречи!

mapala
118
-269.468 GOLOS
0
В избранное
mapala.konkurs
Чтобы путешествовать, надо путешествовать! По вопросам организации @lehard и @Asia888 в Telegram.
118
0

Зарегистрируйтесь, чтобы проголосовать за пост или написать комментарий

Авторы получают вознаграждение, когда пользователи голосуют за их посты. Голосующие читатели также получают вознаграждение за свои голоса.

Зарегистрироваться
Комментарии (6)
Сортировать по:
Сначала старые