Приезжайте в гости к брату в Верхотурье. Мощи святого Симеона.
Я прикладывался к этим мощам .Точнее к стеклу,которое покрывает скелет сверху.Честно говоря,никакого трепета не испытал,не то что при посещении Мавзолея Ленина.В котором так же на всеобщее обозрение выставлены мощи "святого" другой религии.Большевизма.Адепты которой с яростным фанатизмом уничтожали святыни "конкурентов".Ибо нет другого бога,кроме Коммунизма.И "Большевизм"-сын его.
Христианская религия тоже не из самых толерантных.Но вот прошло время.Симеон в Верхотурье.Ленин в Москве.Видимо немного мы все стали терпимее. Пусть так и будет. Каждый сам решает для себя каким богам молиться.
Симеон Верхотурский (Симеон Меркушинский; ок. 1607—1642) — святой Русской православной церкви, почитается в лике праведных,как покровитель небесный Земли Уральской.
Сведения о жизни Симеона очень краткие и известны только из его жития, составленного в конце XVII века на основе рассказов его современников — «Повесть известная и свидетельствованная о проявлении честных мощей и отчасти сказание о чудесах святаго и праведнаго Симеона новаго сибирскаго чудотворца». Составил эту повесть митрополит Тобольский и Сибирский Игнатий после того, как освидетельствовал в 1695 году обретенные мощи праведника.
Родился в знатной боярской семье в Европейской России. После смерти родителей в Смутное время пришёл на Урал и сначала поселился в Верхотурье. В 1620 году перебрался в село Меркушино (около 53 км от Верхотурья).Происхожение своё скрывал.
В десяти верстах от Меркушина, на берегу реки Туры, Симеон летом уединялся для молитвы, добывая себе пропитание рыбной ловлей. Зимой он занимался пошивом шуб для крестьян в сёлах Верхотурского уезда.Проповедовал покорность и ещё при жизни заслужил подвижничеством и честностью славу праведного,явил собою новый тип святости — «опрощения»,в переводе на современный язык-"минимализм".Отказ от ненужных материальных благ,аскетизм,добывание пропитания руками своим.
Вёл проповедь христианства среди вогулов. Скончался в Меркушине в 1642 году и был похоронен на кладбище при церкви.
Мне лично учение Симеона очень близко.Всегда считал что все соблазны материальные от "лукавого".Цель жизни-сама жизнь.А не погоня за бранзулетками.Человеку для счастья нужно немного.И уж точно это не деньги.
12 сентября 1704 года мощи Симеона из Меркушина с разрешения митрополита Филофея были перенесены в Николаевский монастырь города Верхотурье.
Мощи привлекали в монастырь многочисленных паломников, число которых в начале XX века достигало 60 000 человек в год. В связи с этим в 1913 году в Николаевском монастыре был построен Крестовоздвиженский собор, рассчитанный на 8-10 тысяч человек.
Освящение собора и перенос в него мощей уральского праведника состоялось 11 сентября 1913 года, когда отмечалось 300-летие династии Романовых. Царь с семьей сам планировал приехать на освящение,но помешали проблемы со здоровьем цесаревича.
В этот день в монастырь пришла телеграмма из Ливадии, от царской семьи.
Верхотурье. Николаевский монастырь
Настоятелю о. Ксенофонту
От души приветствуем Вас и братию с высокоторжественным днём освящения нового храма, дорогой нашему сердцу обители и с завтрашним великим праздником. Просим ваших молитв перед ракой Преподобного.
Николай. Анастасия
В 1914 году императорская семья пожертвовала резную серебряную сень для раки с мощами Симеона. Её торжественно перенесли из Екатеринбурга в Верхотурье крестным ходом, который продолжался 20 дней. В нём приняли участие несколько тысяч паломников, прошедших пешком более 350 км.
Советская власть повела активную борьбу с "церковным мракобесием",монахи из Свято-Никалаевского монастыря были изгнаны,а сам монастырь вплоть до конца восьмидесятых годов использовался как колония для несовершеннолетних преступников(бывал я в ней в советское время,по делам).В итоге третий по величине храм России и крупнейший среди монастырских Крестовоздвиженский собор больше походил в то время на руины.
Но даже у большевиков не поднялась рука,опасаясь гнева верующих, на останки праведника.Несколько раз приходили директивы об их уничтожении.Но.В итоге мощи в конце 1935 года передали в Уральский антирелигиозный музей, располагавшийся в Екатеринбурге в Ипатьевском доме. После расформирования фондов музея 7 октября 1946 года мощи Симеона передали в запасники Областного краеведческого музея, где они хранились как «экспонат № 12125»
11 апреля 1989 года мощи вернули РПЦ ,а 25 сентября 1992 года перенесли в Верхотурский Николаевский монастырь в отреставрированный и вновь освящённый Крестовоздвиженский собор.
В настоящее время Верхотурье посещают сотни тысяч паломников со всего мира. А в так называемые "Симеоновы дни",24-25 мая,город заполнен десятками тысяч верующими,стремящихся приложиться к мощам праведника( из Екатеринбурга пускают специальные бесплатные электрички).Я несколько раз бывал в Верхотурье в эти дни.Зрелище впечатляющее.
Что сказать в заключение.А и нечего .Честно говоря.Хотелось бы прожить жизнь так,что б тебя помнили.Очень хотелось бы.
Приезжайте в Верхотурье.Будем рады.
Продолжаю рассказ о Верхотурском государственном историко-архитектурном музее заповеднике, о моём брате(его директоре) и о "Духовной столице Урала".
Цикл "Приезжайте в гости к брату в Верхотурье"
1.Мужики тороватые и мужики вороватые.
5.Иконостас Крестовоздвиженского собора
фото из личного архива,с сайта музея http://vgiamz.ru и отсюда и отсюда