Гуны материальной природы – ДХАРМА


     В ведических трактатах Индии довольно часто можно встретить понятие – гуны материальной природы. Это три мощные силы, которые определяют мотивы и поступки человека: благость, страсть и невежество. И в этой статье я попробую разобраться, что это за силы, и каким образом они заставляют человека совершать определённые поступки.


     Три гуны материальной природы

     Начну же я своё повествование с древнего представления об устройстве человека. Наше физическое тело, состоящее из пяти первоэлементов – это ещё не человек. Первоэлемент «Земля», образует в нём молекулы и атомы, белковые соединения, различные органы и ткани. Жидкости организма и кровь формирует первоэлемент «Вода», а дыхательную систему – первоэлемент «Воздух». «Огонь» же – это тепло нашего тела, и продуцируется этот первоэлемент в организме в нашем пищеварительном тракте. А вот пустоты между органами заполнены «Эфиром». Эти пять махабхутов (великих первоэлементов) – Земля, Вода, Огонь, Воздух и Эфир –  создают так называемый проявленный слой живого существа – его физическую (плотную) оболочку.

     Но для того, чтобы эта неживая материя реагировала на внешнюю среду, нужны ещё три элемента: УМ, РАЗУМ и ЧУВСТВА. С помощью ума живое существо познаёт окружающий мир, а разум нужен для самоуглубления, познания своего внутреннего мира (духа). Векторы ума всегда обращены наружу, тогда как разум смотрит внутрь. Ум, разум и чувства – это второй слой живого существа – тонкий. С помощью мира чувств, информация поступает в ум и перерабатывается им. И от конечного результата такой переработки зависит, какое действие совершит живое существо.

 

     Авторская схема @ovtretya

     Ведические знания Индии повествуют нам, что физический и тонкий миры есть внешняя, иллюзорная энергия Господа, она восьмеричная и не является истиной. Но где же тут гунны материальной природы? Давайте посмотрим дальше. Объекты чувств, передают миру чувств ощущения, эти ощущения поступают в ум, а ум в зависимости от гунны, связывающей его, совершает действие. «Гуна» так и переводится буквально – верёвка или нить.

     Рассмотрим троих работников, желающих купить новый автомобиль. Хоть объект чувств один – автомобиль, действия могут сильно отличаться. Объект чувств передает уму ощущения: новый автомобиль, кожаные сиденья и т. д.

     Один работник будет видеть это целью – автомобиль и пока чувства не будут удовлетворены, он будет работать, надрываться, добиваться своей цели – такие действия определяются Гуной страсти. Действия, ради получения результата, для удовлетворения своих собственных чувств.

     Другой работник будет думать: «Какую пользу принесёт автомобиль моей семье, детям. Будет автомобиль – прекрасно. Не будет, я не расстроюсь, на все воля Всевышнего». Ум такого человека сковывает гуна Благости. Поэтому он не будет надрываться, будет работать умерено, стараясь выполнить свою работу так, чтобы она принесла пользу другим людям. И в этом будет находить источник удовлетворения и радости для себя.  

     Третий же из-за своей лени не хочет работать, что-либо делать, но зато получить автомобиль на халяву, обманными путями – это его мечта. Такого человека связывает гуна невежества. Работа ради удовлетворения своих животных инстинктов. В этой гуне живет животный мир.

     Для большей ясности приведу вам ещё один пример:

     Многие пишут посты на «Голосе» для получения результата – материальных средств. Поэтому они всё пишут и пишут!.. Действия таких людей определяет гуна страсти. Другие пишут с мыслью, что их посты принесут пользу другим людям, а будет вознаграждение или нет, – это уже как Бог даст. Третьи же пишут и для результата, и для пользы другим – это соединение гунны благости и страсти.

     Вопрос лишь в том, какой гунны больше? Я больше жажду результата или пользы для окружающих? Но все же, такие размышления не отвечают на самый главный вопрос: откуда берутся эти гуны, и в чём состоит причина их существования?


     Авторская схема @ovtretya

     Для ответа, придется рассмотреть живое существо до конца. Пять первоэлементов, ум, разум и чувства, составляющие внешнюю, иллюзорную энергию Господа, еще неживое существо. А чтобы зажечь жизнь, искра Бога (дух) входит в материю и облекается умом. Дух в оболочке ума мы называем душой человека или в индийских ведах – внутренней энергией Господа. И с этого момента зарождаются гуны.


     Стремления живого существа состоят из устремлений его ума и души.

     Стремления ума – это питание, самосохранение, размножение, получение удовольствий и отдых. Стремление души – это аскетизм, жертвенность, познание Бога и милосердие.


     А «гуна» – это связь между внутренней и внешней энергиями. Хорошо такую идею может продемонстрировать Лотос. Я долго не мог понять, почему лотос фигурирует во многих Писаниях востока. Пока сам не создал цветок из бумаги:



     Внешние лепестки олицетворяют внешнюю энергию или устремления ума, а внутренние – суть внутренней энергии или устремления души.



     Но чтобы связать вместе внешние и внутренние лепестки, я использовал тонкую нить. А как вы помните, санскритское слово «гуна» переводится, как «нить» или «верёвка».

     Возьмём, к примеру, желание к самовоспроизведению и аскетизм.

     Аскетизм – это отречение от материальных благ, ради полного просветления. Колоссальным аскетом был Гаутама Будда. А самым великим аскетом является сам Господь Шива. А вот желание к самовоспроизведению существует в мире чувственных наслаждений. И тогда, как стремление к аскетизму толкает нас к духовному озарению, чувственные наслаждения не дают нам этого достичь. И порой человек отрекается от своей семьи, детей, родных и близких, ради чувств.

    Так зарождается гуна невежества.

     Видите, как трансформируется стремление духа, проходя сквозь наш фильтр ума? Невежество, подобно тьме, окутывает ум живого существа и заставляет его совершать действия во имя услады собственных чувств. Человек изменяет, совершает преступления, ворует и т. д. Невежеством окутан животный мир, аналогия весьма точная.

     Теперь рассмотрим добывание пищи, соединенное с аскетизмом.

     Если живое существо добывает себе пищу для своего чревоугодия, то получается случай, аналогичный предыдущему. Если просто ради стремления к жизненно необходимому результату – прокормить себя и детей, то это влияние гуны страсти. Человек работает для денег, чтобы существовать, а денег как не было, так и нет у многих. А вот когда живое существо добывает себе пищу, чтобы принести благо другим: накормить сирот, больных и немощных – то это лучезарное проявление вспыхивает гуны благости. И в этой гуне материальное положение также стабилизируется.

     Так утверждают Веды: когда человек работает во благо другим, Вселенная даёт ему большие возможности. Остальную алхимию читатели могут познать и сами. Моя же цель была очень простой – показать вам ключевую идею:

     Живите в благости, друзья мои!


 Автор материала и схем: @ovtretya.                                   Редактор: @mahadev.

 С Вами и для Вас теперь – «Волшебная Индия»!                             27.09.2017 


mapalamagic-indiavox-populiмыслиind-dharma
25%
83
235
247.766 GOLOS
0
В избранное
Блог об Индии
НЕЗАВИСИМЫЙ ЛИЧНЫЙ БЛОГ об Индии. Мы пишем дерзко, честно и без цензуры. Больше НЕ состоим в проекте Vox-populi.
235
0

Зарегистрируйтесь, чтобы проголосовать за пост или написать комментарий

Авторы получают вознаграждение, когда пользователи голосуют за их посты. Голосующие читатели также получают вознаграждение за свои голоса.

Зарегистрироваться
Комментарии (13)
Сортировать по:
Сначала старые