Ад в буддизме. Многофункциональный и специализированный
Один из принципов моей эмиграции во Вьетнам – принятие местных культурных ценностей. Суть в том, что меньше всего мне хочется иметь тут статус, как допустим у лиц некоторой «национальности» в Москве. Уважение к культуре, философии и традициям места, в котором находишься – залог комфортного проживания. Конечно же, речь не идет о полной интеграции – мешают сугубо материалистические взгляды на мироустройство. Но с этой позиции забавно смотрятся различия в мелочах между родной условно-христианской средой и дичайшей смесью буддизма, индуизма и древнего культа предков, щедро замешанные на официальной атеистической линии вьетнамской коммунистической партии.
Например, женщины в православных храмах должны прикрывать голову, а вот в пагоду нужно входить с непокрытой головой, чтобы было меньше преград для просветления, которое чаще всего приходит через голову.
Есть различия и в «воздаянии за грехи». Учение о Карме – условно сумме всех поступков в течение существования индивида – подразумевает наличие перерождений. И сильно накосячив в человеческой инкарнации, можно переродиться не только в нечто неразумное, но и попасть в настоящий ад. Разница же в том, что даже за самый страшный грех расплата конечна, а не во «веки веков» безо всякой возможности выбраться.
Ад в буддизме называют Нарака. Так же называют тех существ, которые там обитают и подвергаются ужасным мучениям из-за деяний, совершенных в прошлой жизни. Если кто не знает, в буддийской мифологии существуют шесть миров существования, образующих Колесо Сансары. И Нарака как раз является нижним из этих миров. Хорошая новость заключается в том, что любое существо, туда попавшее, не обречено на вечные мучения и имеет шансы на перерождение в другом мире. Естественно, перерождение происходит после того, как существо «отработает» свое плохое поведение. Плохая новость – время пребывания в самом глубоком аду составляет ~3,40*10^18 лет, а это довольно долго.
В буддийской системе существуют 8 холодных и 8 горячих адов. Хотя, эта тема сложнее и существуют описания дополнительных адов. К тому же есть разные подходы к понимаю ада. В народной буддизме они считаются реально существующими, а философы воспринимают ад как порождение психики самого существа. К тому же, существуют некоторые ады, в которых муки связаны исключительно со страхом.
Буддийские храмы чаще всего посвящены божествам и не упоминают жизнь в аду, но есть и исключения. Например, в храме Линьфуок в Далате под землей существует целый лабиринт, изображающий условия существования в аду. Никогда не пыталась сосчитать соответствует ли количество комнат в лабиринте количеству адов (а в традиционных текстах упоминается, что их 18), но они точно подходят под описание «специализации» каждого.
А недалеко от Нячанга расположилась пагода Туван, в которой имитируется "очищение" кармы с помощью лабиринта. Он создан в форме тела дракона, но построен полностью из кораллов. Внутри периодически царит полная темнота и некоторые проходы настолько малы, что не каждый сможет пробраться через них. Но тех, кто смог его пройти ждет кармическое очищение.
Выход из ада.
Пока нам удалось побывать всего в двух храмах, в которых показан мир ада, но останавливаться на этом в наши планы не входит. Мяу вам в карму!