Милан как центр Ломбардии… Взгляд изнутри...
На правах человека, тесно связанного с Италией по работе более 30 лет и прожившего в Милане ок.5 лет хочу с вами, друзья, поделиться личными впечатлениями от этой замечательной и интересной страны и провинции Ломбарди’я (ударение в конце), столицей которой и является Милан – крупнейший европейский экономический, финансовый и культурный центр, один из признанных мировых центров моды. Ломбардия преимущественно является индустриально-промышленной областью, хотя на самом юге провинции высоко развито сельско-фермерское хозяйство. Провинция является самой крупной и населенной алминистративной областью Италии, в ней проживает ок.10 млн. чел и она включает в себя 12 административных подразделений и более 1,5 тыс. коммун. Пейзаж Ломбардии довольно разнообразен – с севера она граничит со Швейцарией по высоким горам Альпам, с юга она граничит по пойме самой крупной реки севера Италии По, с востока - с провинцией Венето по огромному и красивому озеру Гарда, с запада - с провинцией Пьемонте по ещё одному крупному озеру Лаго Маджоре и впадающей в него реке Тичино. И вот такое удобное расположение Милана как центра провинции предполагает для его жителей весьма широкий выбор типа отдыха, или в горах на расстоянии всего 60-120 км, или на море Лигурии и Лазурном побережье практически на том же расстоянии, или с виндсёрфом на хорошо продуваемом ветрами озере Гарда или на катере по другому красивейшему озеру с заездом прямо в Швейцарию, и наконец в прогулке по огромному натуральному парку королевского дворца в Монце по соседству со знаменитой скоростной трассой автогонок Формулы 1, которая несомненно является также и одной из достопримечательностей Милана.
История возникновения самого названия города Милана исчисляется более чем 2500 лет и имеет несколько теорий, одна из них, которую я лично слышал от коренных миланцев во многих поколениях, гласит, что оно принадлежит тевтонским племенам, которые регулярно проводили набеги на богатые регионы Апенинского полуострова, когда они спустились с гор и форсировали бурную реку Тичино, а дойдя до оз.Гарда, решили вернуться в богатую долину и посредине её образовали поселение с немецким названием Мein Land/Моя земля, которое с годами было преобразовано итальянцами в Milano. Есть и другая версия названия поселения Милан, якобы основанного племенами инсубров ок.600 лет до н. э. и переименованного уже древними римлянами после завоевания поселения в Медиолан (лат.Мediolanum). Но истину как говорится история умалчивает, нет точных сведений… В части богатства архитектурными и культурными достопримечательностями второй самый крупный город Италии Милан трудно сравнивать с исторически богатейшими Римом и Флоренцией. Всего в Милане насчитывается 12 довольно значимых объектов интереса многочисленных туристов, среди которых значительную часть составляют модники, предпочитающие именно Милан для шопинга, модных тусовок и развлечений, несмотря на чрезвычайную дороговизну как товаров, так и проживания в Милане.
О главной достопримечательности Милана – о внушительном и грандиозном кафедральном соборе Дуомо (Duomo di Milano) до меня коллега по сайту уважаемая @italia-elena уже написала прекрасные посты с иллюстрациями несколько месяцев назад. И я решил не повторяться, а лишь слегка дополнить коллегу в части Дуомо в том, что эскизы огромных витражей в стенах собора были сделаны самим Микеланджело Буонаротти. И ещё одно дополнение – позолоченная статуя Мадонины на шпиле собора на высоте 106,5 м является настоящим символом города и имеется даже рождественская песенка, посвященная именно Мадонине. А всё остальное про это замечательное здание уважаемая Елена написала блестяще, особенно про шикарный обзор города с верхней площадки. Поверьте, это того стоит, чтобы подняться и увидеть всё своими глазами, а в хорошую погоду вы увидите даже заснеженные вершины Альп и если повезет то увидите и 5-главую гору Монте Роза/Розовая гора.
Также я не буду останавливаться на описании Галереи Виктора Эммануила II (Galleria Vittorio Emanuele II), что до меня отлично сделала Елена @italia-elena, но я лишь хочу пояснить читателям, почему почти во всех городах севера Италии на центральных площадях, как и на миланской Соборной площади, можно встретить обязательную статую короля Виктора Еммануила II, а также графа Камилло Кавура и замечательного генерала Джузеппе Гарибальди. В далеком 1861г. именно К.Кавуру принадлежала идея объединения Италии под властью Сардинского монарха, это объединение осуществил замечательный и отважный Д.Гарибальди, а король Виктор Эммануил II возглавил уже объединенную Италию, это 3 национальных героя современной Италии. В начале этой галереи на Сборной площади установлена Триумфальная арка, как раз и посвященная объединению страны.
Если пройти через Галерею Виктора Эммануила II с юга на север, то мы попадаем на Площадь делла Скала (Piazza della Scala). Именно тут расположен самый знаменитый в мире оперный театр Ла Скала (Teatro alla Scala). И как это не покажется странным, но с первого взгляда здание театра не производит особого впечатления, а когда я его впервые увидел, то никак не распознал в его скромном внешнем виде грандиозную сценическую площадку мира, это больше напоминало наш театр в каком ни будь периферийном городке, а не в миллионом шикарном Милане. В стенах Ла Скала звучали такие знаменитые голоса как Энрико Карузо, Мария Калласс, Марио дель Монако, Федор Шаляпин и др. Но в современных условиях существует интересная традиция, когда фактическим пропуском на сцену Ла Скала служит вердикт музыкальных критиков и знатоков оперы другого театра в г.Парма, родном городе знаменитого композитора Джузеппе Верди, много трудившегося в Ла Скале и проживавшего в Милане.
А на площади перед театром Ла Скала ликом к нему стоит памятник знаменитому миланскому ученому, изобретателю-универсалу и живописцу Леонардо Да Винчи, он стоит спиной к зданию нынешней мэрии Милана, чуть склонив голову и как бы задумчиво улыбаясь, в окружении его 4 лучших учеников.
Есть ещё одна традиция театра ла Скала – сезон в театре всегда открывается в один день – 7 декабря, в день рождения святого Амвросия Медиоланского (San Ambrogio), духовного патрона Милана, причисленного к лику святых. В Милане есть Базилика святого Амброзия (Basilica di Sant’Ambrogio) или же просто Сант-Амброджо, раннехристианский храм, построенный в IV веке н.э., расположенная в центре Милана. Храм был построен по инициативе самого епископа Амвросия в память о христианах, погибших от рук язычников-римлян. Типично романский храм из обожжённого кирпича довольно строг, как и колокольни, напоминающие застывших стражей, ведь именно в Базилике Сант-Амброджио покоятся останки самого святого Амвросия.
Соборная площадь соединена напрямую широкой улицей Данте с другой главной достопримечательностью Милана – Герцогским замком Сфорца (Castello Sforzesco), могущественной практически королевской династии, с которой вынуждены были считаться не только внутренние итальянские соперники из Флоренции и Рима, но и воинственные европейские династии также. Замок был построен в XV веке и это был настоящий родовой замок-крепость герцогов Сфорца с мощными крепостными зубчатыми стенами с узкими бойницами, высокими сторожевыми башнями и хранилищами запасов продовольствия и воды на случай осады, водяными рвами и подъемными мостами. А в очертаниях зубчатых стен легко узнавалась «зубчатая корона», весьма похожая на зубья московского Кремля!
И это не случайно, поскольку в конце XV века при правлении Ивана III была начата коренная перестройка Кремля и сам Иван III пригласил из Италии архитектора Аристотеля Фиораванти, который и занялся перестройкой зданий внутри Кремля, а его подручные итальянские мастера и прорабы занимались строительством стен и башен с характерными зубцами, напоминающими замок Сеньоров Скалиджеров в Вероне и замок Сфорца в Милане (по данным музея московского Кремля). И не случайно к празднованию 40-летия Победы в ВОВ на Монументальном кладбище Милана был поставлен памятник советским и итальянским партизанам на фоне единой стены замка Сфорцеско и московского Кремля с характерными зубьями с бойницами.
Кроме этого, у этих стеновых зубцов, которые можно встретить по всему северу Италии от Милана вплоть до Венеции, имеется одна характерная особенность – это символ анти-папской политической независимости суверенного севера Италии, а в частности мощнейшей Венецианской Республики, которая господствовала не только на севере Италии, но и во многих странах и островах Средиземноморья более 700! Лет.
Леонардо да Винчи, как художник-изобретатель-универсал участвовал в оформлении резиденции Сфорцеско, но сохранились лишь несколько его эскизов. Вокруг замка располагается обширный парк Семпионе (Parco Sempione), в котором устраиваются различные фестивали и празднества. А внутри Замка Сфорцеско постоянно работают 7 различных экспозиций, имеется своя галерея известных полотен итальянских мастеров, скульптуры и фрески мастеров Ренессанса, антикварные музыкальные инструменты, египетские диковинки, знаменитое ломбардское оружие и рыцарские доспехи. Также в отдельном памятном зале выставлена незаконченная версия знаменитой статуи «Скорбь/Pieta’» руки Микеланджело Буонаротти, оригинал которой в мраморе выставлен в Соборе Святого Петра в Ватикане. Маэстро уже был сильно болен и слаб, и не смог закончить эту версию… а незавершенную статую решили оставить в память о великом художнике…
Ещё одна знаковая достопримечательность Милана – это Картинная галерея Брера - Пинакотека Брера (Pinacoteca di Brera) самая популярная и престижная картинная галерея Милана, она расположена в самом центре города, это 2-этажный дворец XVII века, построенный в стиле барокко, идеален для размещения картинной галереи. В 38 просторных залах галереи выставлены полотна самых знаменитых мастеров Возрождения - Броманте, Андреа Мантенья, Рафаэля Санцио, Амброджио Лоренцетти, Джованни Беллини, Тинторетто, Фр.Айеца, Амадео Модильяни и Микеланджело Караваджо, имеются картины известных художников-фламандцев, а во внутреннем дворе дворца выставлены античные скульптуры. В здании Галереи находится Миланская академия художеств (Accademia di Belle Arti Milano), для нужд студентов которой была обустроена сама картинная галерея по повелению королевы Марии Терезы Австрийской в конце XVIII. А реальной жемчужиной коллекции галереи Брера является картина-шедевр Рафаэля Санцио «Обручение девы Марии» (Lo sposalizio della Vergine).
В 1953 г. в Милане на территории монастыря Сан-Витторе (San Vittore) был открыт Музей науки и техники Леонардо да Винчи (Museo Nazionale della Scienza e della Tecnologia Leonardo da Vinci), посвященный лучшим образцам технологического прогресса. Сейчас этот Музее науки и техники обладает коллекцией более чем 15 тыс. самых необычных объектов, включая изобретения в течение XIX-XXI веков: паровую машину, радиоприемники, телевизоры, печатные машинки, телефоны, химическую лабораторию с всё ещё рабочими приборами, ангары с подлодками, площадки с летательными аппаратами, депо с «живыми» паровозами. Кроме этого в музее имеются интерактивные лаборатории и галерея Леонардо, посвященная изобретениям великого мастера.
О всемирно известной фреске Леонардо да Винчи «Тайная вечеря» на стене церкви Санта-Мария-делле-Грацие (Chiesa di Santa Maria delle Grazie) уважаемая коллега Елена @italia-elena уже подробно написала несколько месяцев назад, но я бы хотел лишь дополнить в части реставрации и сохранности фрески. Уже много лет реставраторы как итальянские, так также и иностранные пытаются исправить нанесенные повреждения, но результат так и не был достигнут, всему виной весьма влажный климат Милана летом и особенно зимой, а самое печальное, это ошибочное размещение фрески маэстро Леонардо на северной стене церкви. В самом конце 20-го века длительная реставрация удалила все предыдущие неудачные попытки восстановления и исправила причиненный фреске ущерб. Но несмотря на все предпринятые усилия по состоянию на сегодня «Тайная вечеря» — это лишь бледная тень от шедевра, созданного великим живописцем.
Мой экскурс по замечательному городу Милану и его основным достопримечательностям подошел к концу, я буду рад ответить на любые вопросы и признателен за ваше внимание...
Фото личные и из источника: http://italy4.me/lombardia/milano/html