Флорентийская мозаика. Живопись, навечно застывшая в камне
Санкт-Петербург, Эрмитаж. Утро. Молодой человек с небывалым интересом и подолгу разглядывает всевозможные экспонаты в витринах музея, всматривается в картины, изучает пытливым взором предметы мебели и интерьера. Но, вот уже более шести часов он ходит по залам огромного дворца-музея и, словно губка, впитывает зрительную информацию. Он будто желает за одно посещение охватить как можно больше всего здесь. Внезапно взгляд его останавливается на небольшом изящном столике, на крышке которого нанесён живописный рисунок. Человек приближает взор к небольшому изображению, и глаза его медленно раширяются. "Не может быть – тихо шепчет он, будто обращается к невидимому собеседнику – Невероятно..."
Ещё в 1997-м году, когда я впервые попал в Эримитаж, меня сверлило и не покидало только одно огромное желание: хотелось, как можно дольше не покидать этот замечательный музей, ходить там даже несколько дней напролёт, и бесконечно рассматривать всё то, что выставлено. Но жил я тогда у тётки в Петергофе, да и сам Эрмитаж работал часов до шести или семи вечера. А все эти постоянные передвижения из пригорода в центр города были крайне неудобны для молодого художника, который приехал в Петербург всего на неделю.
В тот раз я приехал в музей как можно раньше. Я осмотрел только малую часть Эрмитажа, когда вдруг наткнулся на образцы мелкой мозаичной живописи, которыми тут и там были украшены разные предметы интерьера. Вначале я совсем не понял, что увидел, а когда порасспросил работниц музея и вгляделся внимательней, то удивлению моему не стало предела. Только представьте себе, вся крышка столешницы представляет собой одно большое произведение искусства. И, ладно бы, если бы это была, например, роспись масляной краской, заполированная под слоем лака. Даже если бы это было сделано так, то изящество и красота тех столов были бы высшим проявлением художественного замысла своих творцов. Однако роспись представляла из себя мелкую-мелкую мозаику, которая смотрелась так, будто между её миниатюрными элементами почти нет никаких щёлочек и зазоров.
Тогда же я обнаружил в музее несколько таких столов. В каждый из них я впивался словно клещ своим жадным взором, подолгу разглядывая детали. В тот раз я так и не узнал, сколько на самом деле времени тратил мастер (или группа мастеров) на создание хотя бы одного подобного шедевра.
Уже много позже, когда я обзавёлся зеркальным фотоаппаратом, то вновь приехал в Петербург и сфотографировал множество детальных видов. На снимках, может, не совсем понятно, как выглядит мозаичное полотно воочию, но скажу так: каждый маленький элемент, из которых состоит рисунок мозаики, имеет размер от одного до нескольких миллиметров. Есть, правда и другие мозаичные предметы интерьера, где детали композиции крупнее, но, как правило, Флорентийская мозаика состоит из очень и очень мелких разноцветных камешков.
Только потом я узнал, что на каждый квадратный метр мозаики мастер тратил один год работы. Лично у меня до сих пор в голове не укладывается вся технология процесса создания этих шедевров. А как вам?
Небольшая справка: Флорентийская мозаика — мозаика из цветных полудрагоценных камней разных форм, состыкованных в единый рисунок так, что граница между ними практически незаметна. Эта техника камнерезного искусства, используется для изготовления настенных панно, столешниц, шахматных досок, ювелирных коробочек, а также для украшения различных элементов мебели.
Искусство флорентийской мозаики было популярно на протяжении 300 лет, начиная с XVI века по XIX век и было знаменито во всей Европе. Микеланджело, восхищаясь флорентийской мозаикой, называл ее «вечной картиной».
В России флорентийская мозаика появилась при императрице Елизавете Петровне в середине XVIII века. Русские мастера камнерезы быстро освоили секреты этого искусства и уже в XIX в. составили конкуренцию итальянским художникам-камнерезам.
В Государственном Эрмитаже выставлены несколько работ, сделанных в этой технике. Среди них есть как работы Итальянских мастеров, так и отечественных камерезов.