Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
itsynergis
5 лет назад

Почему устарела система копирайта и как её модернизировать?

Сегодня решил провести мини-исследование по теме, которая с одной стороны - мне близка, понятна и дорога, а с другой - надоела до боли в почках: покупка фильмов по правилам здешнего мира.

Ниже - не рассказ про функционал сервисов, не рецензии на фильмы, не критика дороговизны, а попытка переосмыслить институт авторских и смежных прав, потому как их формальное и фактическое основание давно и сильно расходятся.

Сначала - несколько тезисов:

  1. Несмотря на то, что я - анархист, почти всегда, даже будучи бедным, старался поддерживать авторов, покупая их книги, фильмы, картины, потому как в русскоязычном пространстве к сему труду отношения крайне не-верное: порой кажется, что каждый может снять, написать, создать, но это не так, особенно, когда речь идёт о шедеврах.
  2. За последние несколько лет использовал разные сервисы не пиратского контента, но выделю три: ivi.ru, megogo.net, iTunes. Во-первых, потому что они - популярны; во-вторых, потому как созданы вполне понятными корпорациями уходящего мира; в-третьих, потому как контент у них - сравним.
  3. И ещё: почти все купленные фильмы - это, скорее, или дань художнику, или попытка осмыслить хайп/мейнстрим/со-временность, поскольку большинство достойных фильмов вполне легально можно найти в Сети бесплатно.

Итак:


Подписка - апогей потребительства: тебе ничего не принадлежит, пользуешься - пока платишь, платишь - постоянно, пока есть деньги, деньги становятся даже не средством обмена, а скорее подтверждением статуса и возможностей.

Вроде бы, мы все к этому привыкли, но что на самом деле получаем в итоге?

  1. Постоянно изменяемые условия: история схожа с программами лояльности, где баллы превращаются в скидки, скидки аннулируются и/или подпадают под новые условия и так далее. Лозунг прост: "стабильность нам только снится". Но в итоге на цену влиять может всё, что угодно: курс доллара, лояльность (как в случае с megogo) ресурса, финансовое состояние компании и прочее, то есть, оплачивая - получаешь не стабильность, а веру в неё.
  2. Кроме того, и это сверхважно - отключить от всего прекрасного тебя могут одним нажатием: и оспорить сие будет крайне сложно. Цифровая смерть из "Чёрного зеркала" налицо, но как жить с осознанием, что это - только начало? Дальше облачные/грозовые сервисы в принципе не оставят возможностей свободного выбора.
  3. В большинстве случаев можно "купить" фильм, но на деле это лишь фикция: стриминг его - запрещён, функции скачивания (кроме iTunes) - нет, носитель - не предоставляется, поэтому купить означает лишь более длительную аренду, которая, помимо прочего, зависит от долгожительства самого сервиса.

И что ж в итоге?

Мы сами должны кормить паразита, который год от года ставит нам условия и при этом - может изменять их в любой удобный момент. Нет?


Нарочно сделал выборку фильмов по разным критериям: уже просмотренные, приобретённые по очередной акции (читай - или мусор, или нечто популярное, чтобы увеличить средний чек), поставленные в очередь.

Но что если один из этих фильмов, скажем "Ганнибал" или "Американская история Икс", а то и "Книга Илая", попадут под запрет? Ведь это будет чистой воды "1984" или "451 по фаренгейту": нет?

По сути - это аналог сожжения книг в Средневековье или Нацисткой Германии. И противостоять этому, мягко говоря, крайне сложно. А бывает ведь и так, что фильм вы купили и он после этого оказался в разделе "только по подписке": где-то сие недразумение исправляют, а где-то - придётся платить не просто дважды, а постоянно. Не это ли фашизм версии 2.0?

А как быть с доступом через соц. сети и прочее, если он заблокирован?


Проведём не хитрые расчёты:

  • Megogo.net - 276 фильмов, из них примерно 10% - бесплатны. Итого - 248 штук. При средней цене в 200 руб - 49 600 руб. При курсе доллара в 60 руб - 827 usd.
  • IVI.ru - 90 фильмов, примерно 50% - бесплатны. Итого - 45 штук. При той же цене - 10 000 руб., или 333 доллара (большая часть была куплена при долларе старых времён).
  • iTunes - 102 фильма, бесплатных - нет. Средняя цена - 350 руб, итого: 35 700 руб. или 595 долларов.

Вроде бы - не великие суммы: 827 + 333 + 595 = 1 755 долларов.

Но!

Средняя зарплата в России - 36 000 руб., или 600 долларов, то есть 1 755 (и сумма - сильно окрулена) - это почти три месячных зарплаты. При продолжительности активной финансовой жизни с 18 до 68 (что само по себе - мало реализуемо в РФ и СНГ): выходит 50 лет или 600 месяцев, а значит 3 месяца из них - это 0.5%.

Да, у нас остаётся ещё 99.5% жизни среднестатистического человека, но всё же: не много ли 0.5% ради того, что тебе не принадлежит? Впрочем - здесь вопрос не в философии.


Вопрос сущностный делится на три составляющие:

  1. Псевдокоммунизм, созданный внутри iTunes и частично реализованный внутри других сервисов, когда народная песня стоит примерно столько же, сколько трек с нового альбома, выглядит привлекательно и даже гениально, но на деле - отстраняет пользователя от мирового достояния, заставляя оплачивать всё и вся. Это своеобразная финансовая тюрьма, где каждое действие - не просто оплачивается, а оплачивается многократно: ведь скопировать свой доступ, скажем, из того же megogo в тюнсы - просто невозможно.
  2. Цензура внутри сервисов - неестественный ограничитель, а именно нарушение права каждого на свободу выбора: сейчас мы этого не замечаем, но политическая конъюктура на том же megogo/iTunes уже не раз себя проявляла. И, если сейчас это похоже больше на злую шутку, то совсем скоро может стать социальным фильтром для удобоваримого и "невозможного" кино: то есть то, о чём так мечтали нацисты, коммунисты и иже с ними.
  3. Финансовая игла заказов, предзаказов, подписок и прочего - самое страшное из всех орудий: фильм может выйти в прокат в октябре, а появится к просмотру в том же Apple лишь в следующем году. И всё это время ты вынужден сидеть и ждать, потому как бесплатный онлайн-просмотр, скачивание с торрентов - не законно. Сейчас системы существуют параллельно, но как быть с цифровым миром, который уже создаётся внутри WeChat'а и "цифровой экономики" России, привязанной к госуслугам намертво?

Выводы мои просты

  1. Кто бы и как ни критиковал пиратство - пока это единственный способ противостоять цифровому рабству.
  2. Покупка фильмов/сериалов - не дань системе, а возможность выражения благодарности автору.
  3. И, наконец, мы не так далеки от реализации самых худших антиутопий, как видится многим на первый взгляд: для этого достаточно следить внимательней.

Если будет интерес - в следующий раз опишу ещё ряд интересных показателей и примеров, а пока -

До!

4
0.220 GOLOS
На Golos с December 2016
Комментарии (0)
Сортировать по:
Сначала старые