Фестиваль «Музыки Голоса»: мой любимый инструмент — синтезатор
В прошлый раз я рассказывал про пианино, в этот же раз продолжу про клавишные ☺ И хотя в какой-то степени это родственники, многие не считают синтезатор настоящим музыкальным инструментом — и действительно, из какого места у него музыка звучит? ☺ А Элтон Джон, к примеру, доказывает, что рояль лучше синтезатора, и в доказательство просто встаёт на него — «синтезатор же меня просто не выдержит!» ☺
А ведь первый синтезатор не только не имел клавиш — к нему вообще не нужно было прикасаться. Да, детище Льва Термена — «терменвокс» — позволяло творить музыку руками буквально из воздуха!
С развитием электроники различные электропианино усложнялись, приобретая новые возможности звучания. А дальше технологии пошли по двум противоположным путям — если одни инструменты позволяли создавать невиданные (неслышимые) доселе звуки, то другие, напротив, старались максимально точно воспроизвести звучание обычных музыкальных инструментов. И если клавишные и струнные воспроизводились относительно легко (не каждый услышит разницу), то звучание духовых так и осталось крепким орешком. Даже появившиеся сэмплеры, оперирующие заранее записанными фрагментами (нотами) звуков настоящих акустических инструментов, пока что далеки от идеала. Так что духовые оркестры ещё долгое время могут спать спокойно — без работы они не останутся! ☺
Хоть я и не музыкант, но с ними общался, и даже принимал обсуждение в спорах — какой синтезатор лучше, Korg M1 или Yamaha DX-7? (Эти две модели были самыми популярными среди наших ВИА) Большинство ратовало за первый вариант. А какие интересные возможности были у этих синтезаторов! Поскольку у них были секвенсоры, это позволяло музыку не просто играть, но и программировать и записывать. Запись шла на дискеты (а названия сэмплов и программ, как правило, хоть и набирались латиницей, но обязательно на русском матерном — примеры приводить не буду, извините ☺) И таким образом, синтезатор превращался в "проигрыватель" — нажимать клавиши уже было необязательно, разве что для вида, "оно играло само". Это ли не мечта для ленивого клавишника? ☺
Но можно ли считать такую музыку живой? Как-то одного африканского музыканта спросили: «Вокруг вас — две дюжины синтезаторов. Где же ваше культурное и национальное наследие?» На что последовал ответ — «Оно в моей музыке. И неважно, на чём я её исполняю, на синтезаторе или на бубне из кожи носорога». Что ж, по-моему, это исчерпывающий ответ.
Ну и для примера — уже ставший классикой «Кислород» Жана-Мишеля Жарра. Какая ещё музыка способна унести воображение так далеко в космос? Только «нечеловеческая»!
Конкурс фестиваля - здесь