"Поэзия Голоса". Рубрика «Детская библиотека». «Не для взрослых»: Ключ к потрясающему миру литературы
Автор: @ramin
Эта книга Мариэтты Чудаковой предназначена и для детей, и для взрослых, хотя и называется она «Не для взрослых». Возможно, вы знаете Чудакову немножко с другой стороны – как детского писателя, как литературоведа, учёного. Эта книга предназначена для того, чтобы самое восхитительное путешествие – в страну чтения, смогло состояться, чтобы оно началось.
Многие дети не читают, и заставить их читать довольно сложно, но самое главное, считает Мариэтта Омаровна, есть ряд книг, которые надо обязательно прочитать вовремя. И если вам исполнится четырнадцать или пятнадцать лет, а вы этих книг так и не встретите, то потом не получите от них той пользы и того удовольствия, какое должны получить.
Ведь каждая прочитанная книга – это наша биография, страница нашей жизни. И вот эти книги, по мнению Чудаковой, должны прийти вовремя.
Но есть проблема, что они могут быть сложны для понимания. Они могут быть давно написаны, и вы можете не встретить этих реалий, а современный ребёнок, он не будет смотреть в энциклопедиях, в справочниках, как что называлось и почему люди вели себя так странно. Есть проблема подступа к книге, той первоначальной «наживки», которая заставляет почувствовать весь вкус от чтения, когда ребёнок по-настоящему загорается сюжетом и персонажами.
Конечно, замечательно, если ребёнок посмотрит фильм с Боярским, и это будет, наверное, лучшим решением. Сразу начнутся эти «канальи», «шляпу», шпаги деревянные – всё будет. Но если этого не случится, если не придутся по душе фильмы по этой книге или персонажи либо ещё что-то?
А вы помните «Трёх мушкетёров»? Вы давно эту книгу в руках держали? Вы хорошо помните, что это – «кирпич» на шестьсот страниц, которым только отбиваться от хулиганов. Ребёнок просто испугается объёма этой книги. И даже не её толщины, а просто того, что надо вчитываться, вживаться в другой мир, надо понять, почему персонажи ведут себя именно так, а не иначе. В случае «Трёх мушкетёров» – это одно, в случае «Капитанской дочки» – совсем другое. Надо понимать, что значила «честь» для Гринёва, надо понимать, почему присягали царю-батюшке, почему именно так действовали персонажи. В том же «Таинственном острове», как именно герои, оказавшись в ситуации робинзонады, проявляют смекалку, весь ум, всё человеческое желание не просто выжить, но и сохранить достижения цивилизации, построить маленькую цивилизацию.
«Робинзон Крузо» – это ещё одна книга, которая описывается в труде Чудаковой. Даже если у нас в наличии есть всего один человек, который составляет эту цивилизацию, сам Робинзон (только потом у него появляется Пятница). Он не просто сохраняет человеческий облик, он создаёт вокруг себя разумный мир, который будет его хранить, кормить, защищать, будет его развлекать, будет помогать ему оставаться человеком.
Что такое чтение по большому счёту? Это то, что делает нас людьми. Можно многое почерпнуть из музыки, безусловно, можно быть фанатом кино – и каждый шедевр кинематографии принесёт тебе «пригоршню бриллиантов». Но душа человека формируется чтением.
У художественной литературы всех времён и народов есть богатейший опыт, несколько тысячелетий этого опыта о чём-то говорят нам. Это то, что нельзя на пустом месте, за неполные сто лет создать и выдать сейчас за прекрасный рецепт воспитания и восприятия, как из несмышлёныша, «маленького дикаря» сделаться настоящим человеком.
Иллюстрация Анастасии С. специально для @poesie
Книги учат нас всему, но они не просто учат, они меняют того, кто их читает, и они меняют того, кто пишет. А чтобы это чудо происходило, рукотворное чудо, которое не само по себе случится, требуются такие книги-«посредники». Их очень мало, это редчайшая вещь, это жанр, который очень востребован, но чрезвычайно труден. Поэтому у вас могут возникнуть большие вопросы к Мариэтте Омаровне. Почему именно эти книги выбраны, а не другие? Почему именно этот возраст указан, а не другой? Почему именно такими способами? Ведь там есть и загадки, и маленькие герои, которые «читают» эти книги, задают вопросы и получают на них ответы. Есть пересказ начала сюжетных линий, которые заинтересуют, заинтригуют маленького читателя. То есть использованы разные методы. Могло бы быть и по-другому, но нет.
Это проблема, которую все очень боятся, и на её решение мало кто идёт. Как ребёнка заинтересовать чтением? Как провести его в тот волшебный мир, из которого он выйдет уже настоящим человеком, обладающим всем тем, чем должен обладать взрослый, ответственный человек – умом, совестью, честью, любовью к знанию и стремлению к совершенству. Вот этому учат книги. Но чтобы они начали учить, надо их полюбить. И в этом незаменимым помощником, как я думаю, может стать «Не для взрослых» Мариэтты Чудаковой.
Эта книга для совместного чтения с ребёнком, для обсуждения каждой проблемы, которая там выдвигается. Эта книга – ступенька. Надо обязательно позаботиться, чтобы под рукой были те тексты, о которых в данной книге говорится, которые можно будет ребёнку дать почитать сразу же после того, как он заинтересуется изложением, «наживкой», которую закидывает нам Мариэтта Омаровна.
«Не для взрослых» выполняет свою главную роль, о ней очень хорошие отзывы, и она заинтересовала очень многих детей и «заставила» прочесть их все эти книги. И после того, как дети заинтересовались, они ищут тех же авторов. Они уже никогда не откажутся ни от Пушкина, ни от Жюля Верна, ни от Стивенсона, ни от Даниэля Дефо, ни от Пастернака, ни от Бродского. В этой книге очень разные авторы представлены и много сказано не только о прозе, но и о стихах. Это полноценный ключ к потрясающему миру литературы.
До новых встреч! Ваш @ramin
Редактор: @amidabudda