Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
andu1974
6 лет назад

Церковная история города Заринска Алтайского края

Город Заринск возник на месте нескольких дореволюционных сел, самое крупное из которых было Сорокино. Село Сорокино основано в 1748 году. Относилось оно тогда к ведомству Белоярской слободы. Это было время интенсивного расселения крестьян и освоения новых плодородных земель Алтая. Крестьяне – поселенцы Сорокино, как и всё крестьянство Причумышья, занималось земледелием, скотоводством, а также работали по перевозке руды из Салаира на заводы Барнаула. На протяжении 100 лет в Сорокино своей церкви не было. Жители села относились к приходу Белоярской Петро-Павловской церкви. Кроме того, в Сорокино и в близлежащих поселениях проживало много старообрядцев. В 1857 году по решению Святейшего Синода в ведомстве Алтайских горных заводов определялось создание 97 новых приходов, в том числе и Вознесенского в с. Сорокино.

https://vk.com/photo18507096_456239098"/>

К Сорокинскому приходу тогда были отнесены 13 деревень с населением 1616 человек, в самом Сорокино проживало 152 человека. В 1860 году причт Сорокинской Вознесенкой церкви состоял из 4 человек и относился к 4 классу, здание церкви построено в 1865 году. (Там же). В «Справочной книге по Томской епархии» за 1914 год указывается, что церковь Вознесения Господня в Сорокино «деревянная, однопрестольная, при ней пахотной земли 97 десятин». Первым священником Вознесенской церкви с.Сорокино следует считать отца Иакова Смиренского, который был одновременно настоятелем Иоанно-Предтеченской церкви с. Среднекрасилово. Сохранилась одна из первых метрических книг Вознесенской церкви на 1868 год. Данные в ней отражены за 1867 год. С июня 1867 года Вознесенскую церковь возглавил священник Пётр Хмылев. Его помощником был диакон Стефан Чефралов, псаломщик Николай Вихорев, дьячок Павел Поспелов . К Вознесенскому приходу были приписаны жители сёл: Камышенка, Лаврентьево, Блиново, Казанцево, Новодрачёнино, Новозыряново, Омутная, Хмелёвка. Судя по записям метрической книги, в 1867 году в Сорокинском приходе родились 103 человека, умерло 12 человек.
С увеличением притока населения на Алтай расширяется, расстраивается и с.Сорокино, становится волостным центром. В начале XX века Сорокино было уже большим селом, где имелось волостное правление, камера мирового судьи, двухклассное училище Министерства народного просвещения, почтово-телеграфное отделение, лечебница. Интенсивно развивалась экономика: в селе была паровая мельница, кирпичный завод, три маслодельных завода, кустарное и мануфактурное производство. Ежегодно в Сорокино проводились ярмарки, обычно весной и осенью. На ярмарках продавали скот (особым спросом пользовалась Чумышская порода лошадей) мёд, зерно, лес, товары народных промыслов. Ярмарки проходили на базарной площади, и давали большой доход в экономику села. К 1905 году Сорокино насчитывало 229 дворов.
В начале XX века к 1914 году причт Вознесенкой церкви состоял из 4 человек: старшего священника, священника, 2-х псаломщиков. Их содержание при готовых причтовых домах состояло: жалованье от казны 800 рублей, процент причтового капитала до 58 руб.56 коп., руги от прихожан 950 пудов и доходы от треб. Прихожан 6283 душ, в т.ч. раскольников 314. Старшим священником (настоятелем) Вознесенкой церкви с 1898 года был Виктор Иванович Никольский, 1872 г.р. «Окончил курс Томской духовной семинарии студентом в 1894 году, состоял в должности надзирателя за учениками Барнаульского духовного училища. Рукоположен во священники сей церкви 16 августа 1898 года. Имеет награды: набедренник, скуфью, камилавку». Вторые священники Вознесенской церкви часто менялись. По данным «Справочной книги по Томской епархии» за 1914 год второй священник здесь был Евгений Иванович Лысов, 1880 г.р., окончивший курс Томской духовной семинарии по второму разряду. На должности псаломщика был диакон Архип Далматович Зяблицкий, 1865 г.р., исполняющий обязанности псаломщика Дмитрий Данилович Понятайкин, 1881 г.р.
При Вознесенской церкви была библиотека, которая насчитывала 450 экземпляров книг.
Настоятель Виктор Никольский был обвенчан с Александрой Николаевной Кокшеневой. У них было трое детей: Николай, Ангелина, Надежда.
В связи с развитием села и Чумышской волости встала необходимость строительства нового здания для Вознесенской церкви. Решение о строительстве церкви было принято сельским обществом. Одним из источников средств на строительство были … базарные весы. Они стояли на площади и сдавались в аренду на год за 1300 рублей. В течение 10 лет общество обязалось весовой доход отчислять полностью на постройку церкви.
Строительство здания церкви началось в 1909 году. Проект здания был составлен гражданским инженером Иваном Феодосиевичем Носовичем,* который дал следующее обязательство по наблюдению за строительством каменного храма в с.Сорокино 2 апреля 1909 года: «Даю сию подписку Сорокинскому церковно-приходскому попечительству в том, что я принял на себя обязанности по наблюдению за постройкою каменного храма во имя Вознесения Господня в с.Сорокино и ответственности за правильность и прочность постройки».
Одним из попечителей и благотворителей церкви был Сорокинский купец Карпов, который имел кирпичный завод. Строился храм чуть ниже существующей деревянной церкви. Строителями церкви были подрядчик Буслов, мастер по выделке кирпича Мальцев. Храм был трёхпрестольный, имел три входа с западной стороны. Восточная сторона храма имела три трёхгранные алтарные части с окнами. С северной и западной стороны храм украшали арки с большими окнами. Во время раскопок в 2004-2006 гг. на месте разрушенного храма была найдена «закладная записка»: «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа; Основася Храм Сей во имя Праздника – Вознесения Господня, строился Храм Сей в лето от Рождества Христова в 1910 году при царствовании Самодержавнейшаго Великаго Государя Николая Александровича; строителем и подрядчиком был крестьянин Могилевской губернии Гомельского уезда Старо-Юрковческой волости и села Илларион Михайлович Буслов, постройку производил на 33-м году от роду. По Благословению Пресвятой Богородицы Девы Марии. Аминь».
Трудами и молитвами создавался храм Вознесения Господня. Строительство храма закончилось в 1916 году. Купола и кресты поднимали в 1915 году.
Во время раскопок в 2006 года был найден крест, который венчал купол храма, частицы стекла, риз, икон, штукатурки со следами фрагментов фресок. Купольный крест, обнаруженный в одном из подвалов после очистки фундамента, изготовлен из кованного железа, вес его 60 кг, кое-где на нём была позолота. При расчистке фундамента выяснилось, что он сложен из речного бутового камня.
Судьба Вознесенского храма трагична. Он простоял всего три года, был частично разрушен во время гражданской войны, потом и вовсе снесён.
В 1919 году в Сорокино располагался отряд колчаковцев под командованием поручика Романовского.
В начале октября 1919 года партизанский отряд Рогова с боями подошел к Сорокино. Отразив одну атаку, белые скрылись в церкви. В этот день шла праздничная служба Покрову Божией Матери. В церкви находился священник и прихожане. Колчаковцы забаррикадировали дверь, превратив церковь в крепость. Очевидцы (партизаны и жители Сорокино) так описывали событие: «Белые приспособили для обороны огромную каменную церковь, огороженную высокой железной оградой на каменном фундаменте. Церковные окна заложили мешками с песком, сделали бойницы, … на одной из колоколен установили пулемёт».
Партизаны окружили церковь окопами, зажгли костры. Во время боя поручик Романовский поднялся на колокольню. Рогов выстрелом из винтовки смертельно его ранил. По воспоминаниям Сорокинских старожилов, партизаны сожгли церковные постройки и часть окрестных домов с той целью, чтобы выкурить обороняющихся колчаковцев. Во время этих пожаров сгорели церковные архивы.
На помощь колчаковцам пришёл отряд из Барнаула и стал обстреливать Сорокино с горы Миронской из пушек, во время этих обстрелов был сильно повреждён один из приделов Вознесенской церкви. Настоятель Вознесенской церкви Виктор Никольский погиб от пуль партизан недалеко от берега Чумыша во время этого боя. Родственники священника утверждают, что от церкви до берега Чумыша был подземный ход, которым воспользовался отец Виктор, когда носил воду для людей, осаждённых в церкви. Во время одного из выходов он был убит. В декабре 1919 года в Причумышье устанавливается советская власть, Сорокино становится центром активной деятельности революционной власти. 6 декабря 1919 года здесь в доме купца-благотворителя Карпова проходил III краевой съезд советов.

Службы в зияющем ранами Вознесенском храме продолжались, его ремонтом новая власть не занималась. Богослужения в храме проводились в западной части здания, где временно был сооружён алтарь, т.к. восточная алтарная часть церкви очень сильно пострадала во время осады. О судьбе священников храма в 20-30-е гг. известно очень мало.
В середине 20-х годов священником в Вознесенской церкви был Василий Сергеевич Коронатов. Это последний священник Сорокинской церкви. В 1926 году он был лишён избирательных прав, во время церковного раскола был сторонником патриарха Тихона. Отец Василий Коронатов был участником епархиальных съездов староцерковников в Барнауле. После закрытия Вознесенской церкви священник Василий Коронатов служил в Сретенской церкви г.Бийска до 1934 года, дальнейшая судьба его неизвестна. В списках репрессированных его нет. Храм Вознесения в Сорокино был закрыт решением местной власти в конце 1929 года. Закрыт он был незаконно, без учёта мнения верующих. По воспоминанию старожилов храм Вознесения Господня в Сорокино стали разрушать в 1930 году. Около года в целой его части было зернохранилище. Часть кирпичей храма пошла на строительство районной больницы, часть – на строительство мельницы, часть – на печи в милиции. Кирпич был настолько крепкий, что когда его сбрасывали с высоты, искры вылетали, но он не разбивался. На месте разрушенного храма был построен районный дом культуры, здание которого было снесено в годы перестройки. Теперь на этом месте, где когда-то стоял, полный величия и красоты, храм Вознесения Господня, возведена кирпичная церковь во имя преподобного Серафима Саровского.

1
0.042 GOLOS
На Golos с December 2017
Комментарии (2)
Сортировать по:
Сначала старые