Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
azarovskiy
6 лет назад

«Сокровенное сказание» с необходимыми пояснениями для современного читателя-2

Источник. Мы имеем перевод С. А. Козина, издаваемый с 1990 года, но малопонятный современным читателям. Вообще, вряд ли современный читатель способен прочитать любой памятник древней литературы. Домыслить на свой лад горазды многие. Наверное, надо пересказывать, объяснять... Публикуя литературный памятник монгольских народов, я намерен давать исторические и географические пояснения между параграфами, которые будут хоть в какой-то степени понятны современным читателям.

В моём понимании монголы - основные жертвы Средневековья,  обстоятельства которого наделив их мощью для защиты и завоевания громадных пространств, задержало их развитие и лишило будущего. Вот основной урок, который должны сделать современные монголы. Вместе с этим они должны знать, что - 

в раннем средневековье рождение и юность Чингисхана, образование монгольской государственности произошли на территории современной России. Более конкретно – среднем течении реки Онон и правобережных степях этой реки, ныне граничащих с Китаем и Монголией. Две исторические темы – монгольская и российская понятны и логически объяснимы, ибо основные координаты не менялись.

Продолжение. Начало здесь.

§ 11. У старшего же брата, Дува-Сохора, было четыре сына. Тем временем старший его брат Дува-Сохор скончался. После кончины Дува-Сохора, четверо его сыновей, не признавая даже за родственника своего дядю Добун-Мергана и всячески понося его, отделились, покинули его и откочевали. Образовалось особое поколение Дорбен. Отсюда-то и пошло четвероплемение Дорбен-ирген.

______________________________

Пояснение-3.

Много лет изучая «Сокровенное сказание», я уже свыкся с тем, что взаимоотношения, бытовавшие у древних монголов, дошли до современников почти в неизменном виде. В связи этим традиции и обычаи современных монгольских народов, которые выдаются в неизмеримо прикрашенных видах, чем являются на самом деле, и, якобы, должны относиться к высшей степени человеческой добродетели, представляются чрезвычайно надуманными и во многом лживыми. Правда – в «Сокровенном сказании». 

Вообще, авторы литературных памятников не были скованы политическими установками и необходимостью лгать во имя каких-то совершенно ненужных и вредных целей.

Кстати, все названные люди в этом памятнике – родоначальники или основатели последующих монгольских сообществ, которые через несколько веков образовали воинские подразделения и выдвинули своих военачальников.

_________________________

§ 12. Однажды, затем, Добун-Мерган взошел поохотиться на возвышенность Тогоцах-ундур. В лесу ему повстречался какой-то Урянхаец, который, зарезав трехлетку-оленя, готовил жаркое из его ребер, из верхних коротких ребер.
§ 13. Добун-Мерган и говорит: «Дружище, дай на жаркое!» «Дам и тебе!»-отвечал тот и, оставив себе шкуру и легочную часть животного, остальное мясо трехлетки-оленя отдал Добун-Мергану.
§ 14. Завьючив оленину Добун-Мерган уехал. По дороге встречается ему какой-то бедняк, который ведет за собою своего сынишку.
§ 15. На вопрос Добун-Мергана, кто он такой, тот отвечал:
«Я – Маалих, Баяудаец («богатей»), а живу, как нищий. Удели мне из этой дичины, а я отдам тебе вот этого своего паренька».
§ 16. Тогда Добун-Мерган отделил и отдал ему половину оленьего стегна, а того мальчика увел к себе домой; он-то и стал у него домашним работником.
§ 17. Долго-ли, коротко-ли – Добун-Мерган скончался. После смерти Добун-Мергана, Алан-гоа, будучи безмужней, родила трех сыновей. То были: Бугу-Хадаги, Бухату-Салчжи и Бодончар-простак.

__________________________

Пояснение-4.

В этом месте отметим, что названный здесь пятый сын Алан-гоа – Бодончар, родившийся от простого кочевника, что несомненно, именуемый Простаком (аналог - Иванушка-дурачок),  является прямым предком Чингисхана. 

Все пятеро сыновей Алан-гоа стали основателями родов, которые через несколько веков создали монгольское государство. Отец последних трёх сыновей Алан-гоа - Маалих-Баяудаец, который жил при доме в качестве работника, то есть он прямой прародитель Чингисхана.

________________________________________

§ 18. Бельгунотай и Бугунотай, старшие сыновья, родившиеся еще от Добун-Мергана, стали втихомолку говорить про свою мать Алан-гоа: «Вот наша мать родила троих сыновей, а между тем при ней нет ведь ни отцовых братьев, родных или двоюродных ни мужа. Единственный мужчина в доме – это Маалих, Баяудаец. От него-то, должно быть, и эти три сына». Алан-гоа узнала об этих их тайных пересудах.
§ 19. И вот однажды весной сварила дожелта провяленного впрок барана, посадила рядом своих пятерых сыновей, Бельгунотая, Бугунотая, Бугу-Хадаги, Бухату-Салчжи и Бодончара-простака, и дала всем им по одной хворостинке, чтоб они переломили. По одной без труда переломили. Тогда она опять дала им, с просьбой переломить, уже штук по пяти хворостинок, связанных вместе. Все пятеро и хватали сообща и зажимали в кулаках, а сломать все же не смогли.
§ 20. Тогда мать их, Алан-гоа, говорит: "Вы, двое сыновей моих, Бельгунотай да Бугунотай, осуждали меня и говорили между собой:
«Родила мол, вот этих троих сыновей, а от кого эти дети?» Подозрения-то ваши основательны.
§ 21. «Но каждую ночь, бывало, через дымник юрты, в час, когда светило внутри (погасло), входит, бывало, ко мне светло-русый человек; он поглаживает мне чрево, и свет его проникает мне в чрево. А уходит так: в час; когда солнце с луной сходится, процарапываясь, уходит, словно желтый пес. Что ж болтаете всякий вздор? Ведь если уразуметь все это, той выйдет, что эти сыновья отмечены печатью небесного происхождения. Как же вы могли болтать о них как о таких, которые под пару простым смертным? Когда станут они царями царей, ханами над всеми, вот тогда только и уразумеют все это простые люди!»
§ 22. И стала потом Алан-гоа так наставлять своих сыновей: «Вы все пятеро родились из единого чрева моего и подобны вы давешним пяти хворостинкам. Если будете поступать и действовать каждый сам лишь за себя, то легко можете быть сломлены всяким, подобно тем пяти хворостинкам. Если же будете согласны и единодушны, как те связанные в пучок хворостинки, то как можете стать чьей-либо легкой добычей?» Долго ли, коротко ли - мать их, Алан-гоа, скончалась.
§ 23. По смерти матери пятеро братьев стали делить между собою имущество. При этом вышло так, что четыре брата– Бельгунотай, Бугунотай, Бугу-Хадаги и Бухату-Салчжи забрали себе все, а Бодончару совсем не дали его доли, считая его глупым и неотесанным и не признавая даже за родственника.
§ 24. «Раз меня и родней не признают, что мне тут делать?»– cказал Бодончар. Оседлал он Орок-шинхула, со ссадинами на спине, с жидким хвостом, наподобие свистун-стрелы, и пустил его куда глаза глядят вниз по течению Онон-реки. «Умереть, так умереть! Живу быть, так быть живу!»-сказал он. Ехал-ехал и добрался до урочища Балчжун-арал. Тут построил он себе из травы балаган и стал жить-поживать.

Пояснение-5.

О нравах и «традициях», дошедших неизменными до наших дней, я сказал в Пояснении-3.
В § 23-24 эти традиции показаны более ярче, чем в предыдущих. Таких примеров в «Сказании» очень много. Иногда создаётся такое ощущение, что напиваются, дерутся или ссорятся современные монголы (халхи, буряты, калмыки, тувинцы, якуты). Подобными живыми картинами изобилуют многие страницы «Сокровенного сказания», довольно много случаев семейных и родовых ссор, сопровождаемых драками в нетрезвом виде.

Из этого следует, что такие «традиции» были и дошли до наших дней не как исключения, а именно как норма, которыми руководствуются люди и сегодня. Возможно, тема интересная для исследователей, но мы следуем дальше...

Итак, предок Чингисхана Бодончар отправился вниз по течению реки Онон. Куда же он пришёл? Скорее всего, он добрался до среднего течения Онона, где и происходили в последующем все важнейшие события: от рождения Чингисхана до образования огромной империи, охватившей большую часть суши.

Все исследователи, в том числе и Рашид-ад-дин, указывают, что Чингисхан родился в местности Делюн-Болдок, которая находится вниз по течению реки Онон в 5-6 днях езды (на коне) до горы Бурхан-Халдун. Получается именно среднее течение реки.

Изгнанный братьями, Бодончар «застолбил» это место для себя, а потом оно стало принадлежать всему его роду – борджигинам. Только в среднем течении Онона и в правобережных степях есть места, которые называются – Боржигантай (село), Боржа (город Борзя, до 10 речек), то есть – принадлежащие борджигинам (в монгольском звучании). В Монголии таких названий нет.

Вплоть до 1930 годов на всех картах России местность Делюн-Болдок, которая находится недалеко от села Нижний Цасучей (Цасучей – заснеженное с монгольского) отмечалось как место рождения Чингисхана.

И хотя в следующих параграфах указывается, что братья нашли Бодончара и вернули обратно, надо понимать, что место было закреплено за Бодончаром и его потомками. Впоследствии борджигины сконцентрировались именно в этих местах, откуда и было начато объединение всех монгольских племён и походы на юг и юго-запад.

Следует учесть, что монголы – люди, обращённые на юг и юго-запад, движение всегда идёт по часовой стрелке. Завоевания были направлены поначалу на юг, позже на юго-запад с выходом в Среднюю Азию, где были богатые страны. В северо-западном направлении и севере грабить было нечего…
Все дальнейшие параграфы «Сокровенного сказания» говорят об Ононе, Ононской дубраве (только в среднем течении), южном и юго-западном направлениях.

Карта мира подвижна. На территории современной Монголии в раннем средневековье жили – татары, кереиты, хунгираты, найманы и т. д. и т. п. На современной российской стороне у реки Онон и в степях жили - меркиты, тайчиуты, борджигины, татары, даджираты и т. д. и т. п.  Каждое племя или род приняли участие в формирование этногенеза многих современных народов Азии и Европы.

Продолжение следует.

*****

Камень с крестом в месте проживания кереитов (Южная Монголия), которые в Средневековье занимали большую часть современной Монголии. Были христианами несторианского толка. Кереит (хэрэд) - люди с крестами.

5
1.178 GOLOS
На Golos с September 2017
Комментарии (2)
Сортировать по:
Сначала старые