Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
brandyblondie
6 лет назад

Гений эпохи - Эдуард Мане

Эдуард Мане – один из известнейших художников своего времени. Его считают родоначальником импрессионизма, хотя сам он себя к импрессионистам не причислял. Но однозначно можно сказать, что он бросил вызов устоявшейся живописной традиции и сломал привычные шаблоны. Будучи новатором в живописи, он часто подвергался критике, а признание пришло к нему лишь в конце жизни.

Эдуард Мане родился 23 января 1832 года в Париже, в буржуазной семье. Родители видели своего сына крепко стоящим на ногах, например, госслужащим или юристом, но никак не представителем творческой профессии. Об обучении Эдуарда Мане живописи не было и речи, но его дядя Эдмон-Эдуард Фурнье, увидевший в нём тягу к искусству, оплатил обучение. Когда Эдуарду Мане пришло время выбирать будущую профессию, его отец, не видевший сына художником, дал согласие на его поступление в морское училище. Однако, попытки поступления Мане не увенчались успехом. Тогда в декабре 1848 года он отправляется в плавание в качестве юнги. Это плавание произвело на него глубокое впечатление, Мане увидел Бразилию, Атлантику, экзотическую природу, других людей, другую жизнь. Вернулся в Париж он 13 июня 1849 года, с чемоданом полным рисунков и зарисовок.


Эдуард Мане около 1870 года.

В 1850 году Мане поступил на обучение в мастерскую популярного тогда художника Тома Кутюра. Кутюр был приверженцем академической живописи, несмотря на это Эдуард Мане проучился в его мастерской 6 лет, после чего начал работать как самостоятельный художник.

Во французской живописи тех лет, подавляющее значение имел салон, не представив на нём свои работы, художник не мог рассчитывать на популярность. Все работы, отбираемые для салона, должны были соответствовать жёстким академическим рамкам. В 1859 году картина Мане «Любитель абсента» была отвергнута салоном. «Любитель абсента» ужаснул аудиторию, жюри салона было потрясено тем, что им представили зарисовку из дна жизни.


"Любитель абсента", 1858-1859 г.

Несмотря на эту неудачу, Мане продолжает заниматься живописью и в 1861 году жюри салона принимает две его работы, это "Портрет родителей" и "Испанский гитарист" ("Гитареро"). Мужчина, изображённый на картине, левой рукой играет на гитаре, которая настроена для правшей, взгляд гитариста выражает отчаяние и направлен в никуда. Обе картины получили благосклонные отзывы критиков и зрителей.


"Испанский гитарист" (Гитарреро). 1860 г.


"Портрет родителей", 1860 г.

1863 год стал для живописи переломным. Стала очевидна пропасть между официальным академическим искусством и новыми формами в живописи. Жюри ежегодного парижского салона отсеяло 3000 из 5000 представленных работ, что вызвало огромное возмущение художников. Среди тех, чьи работы не попали на салон были Камиль Писсаро, Джеймс Уистлер, Анри Фантен-Латур и Эдуард Мане. Чтобы урегулировать скандальную ситуацию, император Наполеон Третий распорядился показать картины, не прошедшие отбор, вне официальной экспозиции. Эта выставка вошла в историю как «Салон отверженных». Гвоздём выставки стала картина Эдуарда Мане «Завтрак на траве».

«Завтрак на траве» шокировал публику, картина получила скандальную известность. Навеян «Завтрак на траве» был картиной Тициана «Сельский концерт», которую раньше приписывали Джорджоне и гравюрой Маркантонио Раймонди, сделанной с «Суда Париса» Рафаэля.


"Завтрак на траве", 1863 г.


"Сельский концерт", Тициан, ок.1510 г.


гравюра Маркантонио Раймонди с «Суда Париса» Рафаэля

Несмотря на то, что композиция картины была заимствована из классической живописи, контекст был вовсе не классическим. Зритель видел современно одетых мужчин и двух женщин: полуобнажённую и вовсе раздетую. Лицо обнажённой женщины было узнаваемо. Ею была модель Мане Викторина Мёран. Всё указывало на то, что действие происходит не в абстрактном античном мире, а в современной Франции, поэтому многие сочли картину неприличной. Викторина Мёран позировала и для ещё более вызывающей работы Мане – «Олимпия».


"Олимпия", 1863 г.

Эта работа также имеет классический прообраз. Им явилась Венера Урбинская кисти Тициана.


"Венера Урбинская", Тициан, 1538 г.

Но и здесь не обошлось без скандала. В главной героине картины легко узнавалась куртизанка, смотрящая беззастенчивым взглядом прямо на зрителя. Одним из поводов к скандалу послужило также название картины. Имя Олимпия было нарицательным, так именовали дам полусвета. Кроме того, Олимпия не тупит взгляд, она смотрит будто бы на только что вошедшего клиента, в роли которого выступает зритель, поскольку её взор направлен именно на него. Критике подверглась и манера письма Мане, который отказался от тщательной проработки деталей.
Впоследствии многие художники копировали «Олимпию» или обращались к сюжету картины. Среди них: Поль Сезанн, Эдгар Дега, Поль Гоген, Пабло Пикассо, Анри Фантен-Латур, Рене Магритт и другие.
После смерти Мане, его вдова хотела продать «Олимпию» в Америку, но, не желавший лишить Францию этого достояния Клод Моне, организовал сбор средств на покупку картины для Лувра. После пребывания в Лувре картина переехала в парижский музей Орсе, где и хранится поныне.

В конце 1860-х годов Эдуард Мане был завсегдатаем кафе Гербуа, где был в центре группы художников-импрессионистов. Среди них были Моне, Ренуар, Дега, Базиль, Писсаро и Сезанн. Это кафе стало легендарным в истории импрессионизма. Споры, которые вызвал Мане в салоне, обеспечили ему статус бунтаря, порывая с академическим искусством, он вдохновлял других.

В 1868 году в Лувре Мане знакомится с художницей Бертой Моризо, с которой впоследствии напишет ни один портрет. Вскоре после знакомства, она начала позировать ему для будущей картины «Балкон». Эта работа была выставлена на Парижском салоне 1869 года. На картине изображён балкон, на котором мы видим нескольких человек. Несомненно, главной фигурой является сидящая Берта Моризо. Скрипачка Фанни Клаус позировала для стоящей фигуры. Позади дам стоит художник Антуан Гийеме, а на заднем плане различим приёмный сын Мане Леон Коэлл Леенхофф.


Балкон. 1868—1869 г.

Одной из значимых работ 70-х годов стала картина "За кружкой пива", она выставлялась на салоне и имела успех.


"За кружкой пива", 1873 г.

В этом же году увидела свет картина "Железная дорога", известная также под названием "Вокзал Сен-Лазар", для неё позировала героиня "Завтрака на траве" и "Олимпии" Викторина Мёран.


"Железная дорога", 1872—1873 г.

В 1874 году Мане много работает с Клодом Моне и пишет свои самые импрессионистские работы. В том числе, вместе с Клодом Моне Мане оказывается на курорте Аржантей, где перенимает у молодого товарища опыт работы на пленере.


"Аржантей", 1874 г.


"В лодке", 1874 г.

В 1876 году у Мане начались боли в левой ноге, у него обнаружили двигательную атаксию, расстройство нервной системы, болезнь близкую к сифилису. Болезнь стала фатальной.

Постепенно Мане получает признание. Его картины выставляются на салонах. На одном из них он удостаивается медали, благодаря чему получает право выставлять свои работы без отбора жюри.

Последним шедевром Эдуарда Мане стала картина "Бар в "Фоли-Бержер", написанная им в 1882 году. Главной достопримечательностью этого заведения были выступления артистов цирка. Для написания картины Мане попросил позировать ему барменшу Сюзон и художника Анри Дюпре. Изначально барменша и клиент были изображены стоящими друг напротив друга. Это подтверждают наброски и рентгеновские снимки картины. Впоследствии сцена стала более многозначительной. За барменшей расположено зеркало, в котором отражается толпа людей. Напротив этой толпы, за стойкой, стоит задумавшаяся барменша. Художнику удалось передать чувство невероятного одиночества посреди весёлой отдыхающей толпы, которая наблюдает за акробатом на трапеции, заметного в верхнем левом углу картины.


"Бар в "Фоли-Бержер", 1882 г.

20 апреля 1883 годуа Эдуард Мане переносит тяжелейшую операцию по ампутацию ноги. Но операция не спасла его от гангрены. 30 апреля 1883 года, в возрасте 51 года, художник умирает. Несмотря на известность и успехи, живопись Эдуарда Мане не была до конца признанной вплоть до 1890-х годов.
Сегодня Эдуард Мане является величайшим художником в истории искусств. Как сказал о нём Эмиль Золя: "Живопись можно разделить на живопись до Мане и живопись после Мане".

Все изображения взяты с сайта: https://ru.wikipedia.org

0
33.004 GOLOS
На Golos с January 2018
Комментарии (4)
Сортировать по:
Сначала старые