Книжный бизнес: в поисках точки опоры
Отчетливо помню, как лет 20 назад, "проглатывал" книгу за книгой, а в поисках новинок приходилось колесить по всем книжным магазинам города и точкам на рынках. Был ли в те годы расцвет издательского бизнеса и возможность стать культовым автором? Трудно сказать, но определенно то время запомнится, как наиболее безмятежное и финансово благополучное, как для писателей, так и издательских домов.
Сегодня, совершенно определенно точно, можно говорить о падении культуры чтения книг. Я и сам не могу похвастать даже парой прочтенных книг в ушедшем году. Разумеется онлайн доступ к любому контенту, в разы увеличил количество обрабатываемой нами информации, но при взгляде в масштабе рынка всей страны, становится неуютно.
Количество книжных магазинов в стране сократилось с 8,5 тысяч в 1990 году до 1,5 тысяч сегодня, что меньше показателя дореволюционных лет. Читают же книги, по данным опросов, уже менее 60% населения.
Просто ошеломляющие цифры. Если сокращение точек продаж ещё можно было бы оправдать ростом продаж электронных изданий и "пиратского" контента, то данные опросов говорят о начале заката целого культурного пласта. Ведь через несколько лет, когда из выборки пропадут представители прошлого поколения, результат будет ещё печальнее.
За прошедшие три года, показатели продолжили своё снижение, а рынок живет за счет роста средней цены на издание и продаж детской литературы. Значительный объём занимает учебная литература, которая продолжает наращивать свою долю, как наиболее оборачиваемая и стабильно продаваемая. Неплохо реализуются подарочные издания, благодаря высокой стоимости, покрывая убытки на других направлениях.
К сожалению, стремление к минимизации рисков и внутренних издержек, сказывается на качестве книг, как по материалам, так и по внутреннему содержанию. Мне трудно говорить за все направления, но подобрать достойные детские книги сегодня, большая проблема. Какие-то произведения, приходится менять на ходу во время прочтения, так как поток отсебятины порой просто зашкаливает, а ведь это ещё классические сказки и стихотворения.
Падение по времени, которое мы проводим за чтением книг, происходит и относительно других стран. Мы давно перестали быть самой читающей нацией:
Заботят ли данные показатели Министерство культуры и другие ведомства ответственные за культурное развитие населения, большой вопрос. Возможно работа ведется совместно с Министерством образования, но это только учебная программа по принуждению, которую многие будут вспоминать, как страшный сон, если конечно остановятся на кратком пересказе.
Возможно широкая популярность подобных решебников и сборников всей литературы в одной, когда на признанную классику уделено по две страницы текста, стала первым шагом к деградации. Пытаясь помочь свои детям, освободив дополнительное время на другие задачи, мы лишали их той частички прекрасного, что когда-то была заложена в нас.
Переломить эту тенденцию сегодня, практически невозможно. У людей давно сменилось направление интересов - социальные сети и доступный медиаконтент, ставшие жвачкой для головы, но затягивающие настолько, что лишившись на время доступа к ним, человек испытывает настоящую ломку.
Помню, как в школе, я мечтал о печатной машинке, а чуть позже с остервенением изучал схемы для успешного прохождения редактуры и выхода в печать. Сравнивал плюсы и минусы самостоятельной публикации, через услуги издательств и подолгу общался с теми, кто прошел этот путь.
Оказаться на полках книжного магазина, даже в те годы было не дешевое удовольствие, практически всю прибыль с продажи первого произведения издательство забирало себе, а соотношение менялось при каждом новом издании. Вариант же с самостоятельной оплатой расходов на тираж, требовал серьёзных вложений, с высоким риском не суметь реализовать все экземпляры. Заглянув сегодня в расчет стоимости издания, я увидел следующие значения:
Внушительная стоимость за 500 экземпляров. Поэтому многим выгоднее производить печать в Китае, даже с учетом транспортных издержек. Ведь наши отечественные типографии, давно отстают технологически. С падением печатного рынка, инвестиции в дорогое оборудование не целесообразно, а переналадка старого довольно труднозатратно. Это по прежнему ручная работа, даже в серийном производстве. На нашем предприятии функционирует своя типография и я периодически бываю не только на выставках нового оборудования в шоу-румах, но и посещаю действующие производства для получения отклика эксплуатации в реальных условиях. Только печатают все в основном сегодня, рекламные материалы и канцелярию, в сезон переключаясь на учебные материалы. Красивые обложки без содержимого и учебники не несущие творческой мысли, это то к чему мы стремительно движемся, цепляясь за воспоминания о культурном достоянии, но не удосуживаясь подарить близкому человеку книгу, от прочтения которой станет так тепло и приятно.
Любите Голос и он ответит Вам взаимностью. С уважением, @chugoi.