Выбраковка. Олег Дивов. Добрая фея с топором.
Нам часто так хочется справедливости! Когда сбивают очередную семейную пару с детьми и уносятся в пьяном угаре приближенные к кормушке или их детишки, на которых отдыхает природа. Когда слуги народа ведут себя, как бояре. Когда тысячи часами стоят в пробках, чтобы пропустить одного, со свитой и со свистом.
Когда палочная система и круговая порука не даёт честным людям хоть что-то изменить в любой из структур. Сожрут-с. Когда власть и чиновник стали синонимом чего-то грязного и недостойного. Когда в новостях власти не скрываясь учитывают мнения и ведут переговоры с диаспорами, а преступники спокойно уезжают из страны. Хочется справедливости.
Но какой? Какой должна быть Идея, чтобы результат устроил многих? Взять всё и поделить? Может ли гениальный молодой человек разработать такую идею, когда сотни институтов оказались бессильны? И какое чудовищно обыденное несчастье должно случиться с миролюбивым экономистом и социологом, чтобы он сменил угол зрения на мир и обратил взор из тактики личного счастья на стратегию общего развития общества.. Книга не только дает ответы на все эти вопросы, но и задает много новых, подбрасывая десятки разных морально-этических мизансцен.
Знаете, непросто писать обзор на это произведение, но именно поэтому я пишу… книга сама по себе настолько неоднозначная, что у неё самой вначале автором размещено 4 обзора от разных его ипостасей аж на 34 листах.. кстати прочитать их имеет смысл ПОСЛЕ прочтения самой книги ещё раз. Доставляет. Я бы даже советовал пропустить эти 34 страницы до прочтения остальных пятисот.
Добро с кулаками – утопия? Или антиутопия? Когда ночью можно спокойно отпускать детей гулять - многие ли помнят эти беззаботные времена, с резинкой от трусов на шее, где висел ключ от дома и не было мобильных телефонов..
В разные моменты вам захочется немного пожить в этом самом альтернативно-историческом Союзе (Славянском Союзе), который не развалил алкоголик, который не продали за уютный дом престарелых за океаном и свечной заводик. В Союзе, где тротуары моют с мылом, брошеный окурок мимо урны заставляет бежать его поднимать, а преступники после третьего предупреждения по 102 Указу (нумерация которого относит нас к УК РСФСР) просто исчезают навсегда из общества, отдавая ему последнюю дань, на которое они посягали своими поступками, на каменоломнях.
Когда любое серьёзное преступление направленное против общества – делает преступника не просто обвиняемым в одном поступке против одного или нескольких пострадавших, нет - делает врагом народа, а если подумать, так и есть, ведь преступник, совершающий осознанно особо опасное преступление – это шаг за грань, противопоставление своих личных интересов выше остальных.
Однако на каких трёх китах зиждется новый порядок? Пистолеты, стреляющие иглами с мгновенно парализующим препаратом? Мифическая сыворотка правды, которая заставляет свидетельствовать преступников против себя и не даёт никакого шанса соврать? Неподвластная никаким структурам организация АСБ - Агентство социальной безопасности?..
Нет, конечно же нет, любой порядок держится не на этом. На ИДЕОЛОГИИ. Которую не только умом, но и сердцем поддерживают люди. Большинство, возможно не понимая даже всех причин, потому что это им кажется правильным и справедливым. На этом же принципе, возможно, основаны и некоторые религии и социализм и многие другие -измы с объяснением причин неравенства. Именно неравенства честных и трудолюбивых от нечестных и лодырей, желающих убить, украсть или обмануть.
Исчезли попрошайки, преступники стали редкостью и из ряда вон выходящим, вроде всё хорошо. Всё ли? Какие проблемы ждут такую систему? Какие ещё изменения должны произойти в обществе?
Автор словами разных героев сам заранее обвиняет систему во всех грехах - и в фашизме и в национализме "у нерусских не покупаем" в сцене у придорожного ларька и в нулевой толерантности.
Ведь любая власть развращает. А правила и законы, по которым работает АСБ и милиция те же самые герои постоянно нарушают, но так, что это кажется более правильным и справедливым.. Очень интересные дилеммы. Главный герой П. Гусев харизматичен, не смотря на гибкие моральные принципы, страсть к куреву и выпивке. Стайный волк, который внезапно остался без стаи. Человек, волею судьбы способный жить на самом верхушке власти, однако предпочел остаться с нормальными людьми, с народом.
А потом встаёт вопрос - а что делать с этой радикальной группой людей, которые только и умеют, что ловить преступников и "браковать" их? Отправлять отстреливать бродячих собак? Которые, не боясь, браковали министров, не смотря на корочки и ранги. Рыцари без тормозов, страха и упрёка со своими принципами и понятиями. От революционеров после революции избавляются. И когда то именно так поступили с настоящими рыцарями, отправив подальше от родных мест в южные края. Проредить ряды. Смогут ли они это понять? Пережить новую волну перемен? Игра, очередная игра на опережение, быстрые шахматы, когда счет идет на дни и часы.
И главный враг для власти - это не сколько люди, сколько ИДЕЯ. Источник которой они яростно ищут.
Книга вскроет многие неприглядные стороны людей и общества в целом. Будет содержать мат и жестокие сцены, которые, однако будут не страшнее того, что мы видим в новостях. А ещё будет философия, мораль и патовые ситуации, когда меньшее зло необходимо для избавления от большего.
Спартанская страна, где избавляются от больных детей на ранних стадиях, практически евгеника, однако всегда ли это оправданно? И этот вопрос тоже поднимается. Она будет возмущать и притягивать одновременно своей откровенностью, открытостью, не дающая закрыть глаза или разум до финала и обязательно вызовет эмоции и смешанные чувства.
О ней будут спорить, ругаться, возмущаться, любить, но равнодушным эта книга не оставит никого. Потому что она о нас, живых и разных людях, которые живут по чужим правилам, мечтая, чтобы всё было по справедливости.
Вот только у каждого эта справедливость своя, а одной для всех увы, не бывает...
Всем добра.