Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
extranjerita
7 лет назад

Превратить жизнь в игру: gamification, зачем и как. Часть 1.

Об игрофикации сейчас не говорит только ленивый. Вроде делаешь что-нибудь ужасно большое, скучное и серьезное - и уже надоело, а придаешь делу другой смысл, начинаешь, например, считать помидоры, или выращивать дерево, или прокачивать воображаемого персонажа - глядишь, оно и повеселее пошло. 

Тот же Голос, безусловно, платформа игрофицированная: трудно представить, что для среднего обитателя этого водного мира, имеющего репутацию меньше 65, "гонорары" за посты, выражающиеся в среднем в двух-трехзначных рублевых числах (это я еще оптимист, хехе!),  составляют сколько-нибудь существенную часть дохода. Скорее всего, большинство тут присутствующих - талантливых и достаточно образованных, судя по постам, могли бы заработать эти деньги без особых усилий. Однако же жутко интересно смотреть, как капают копеечки за каждую реакцию на твои действия, как меняется значок с конька на кильку и как выложенные на биржу 50 голосов к концу дня продаются, принеся офигенную прибыль в 30 копеек. И в результате мы, которые вряд ли согласились бы за эти деньги просто писать статьи на заказ, как-то случайно просиживаем тут гораздо больше времени, чем иногда хотелось бы.

Картинка с сайта http://gamification-now.ru/

Механизм этого безобразия очень прост: наша психика любит отсутствие гипермотивации (есть кто-нибудь, испытывающий радость от слов "позарез нужно", "долг" и "ответственность"?), элемент случайности (заплывет кит или не заплывет?), очевидные правила и моментальное подкрепление. Нам гораздо приятнее решать маленькие задачи и  получать за них сразу же награды, причем совсем здорово, если эти награды будут варьироваться по значимости в более-менее неожиданном для нас порядке. А если к этому еще прибавить социальный элемент (на миру и смерть красна), то мы, как те крысы в эксперименте у Скиннера, будем готовы жать педаль, стимулирующую центр удовольствия, даже вопреки здравому смыслу. 

Собственно, в социуме игрофикацию, особенно когда вопрос касается задачи вовлечь рядового пользователя в потребление некоторого продукта или заставить работать поактивнее, не использует последнее время только ленивый. Думаю, большинство из нас в результате хоть раз в жизни искали счастливые циферки на бутылках, сканировали промо-коды или заказывали четвертую чашку кофе, потому что пятую дают бесплатно. 

Вопрос в том, как поставить игрофикацию на службу своим индивидуальным интересам, обеспечить с ее помощью легкое и приятное решение нормальных жизненных задач, увеличить общее ощущение радости и удовольствия от жизни. Сейчас, впрочем, и эта тема уже достаточно развита, и существует множество советов, методик и даже готовых программ для этого. В любом случае, мысль стоит направить примерно в следующих направлениях:

  1. Снизить серьезность того, что ты делаешь, придать делу фантазийный момент, подменить реальную (скучную из-за значимости для реальной жизни и фактически отсутствия выбора) цель какой-то придуманной, необязательной; не делать перевод, а, скажем, успевать убежать от зомби, дописав абзац за определенное время, или вместо уборки в доме устроить квест "поставь магические предметы так, чтобы они замкнули круг". Частично один из приемов этой серии - "съедать холодных лягушек по утрам". неприятное маленькое дело, которое ты представляешь не делом, а побежденной лягушкой, становится как-то менее неприятным.
  2. Задействовать социальный элемент. Только важно, чтобы он был регулярным, чтобы от социального окружения был реальный отклик, элемент соревновательности, подбадривания или легкой зависти. Вряд ли поможет, скажем, объявить свою великую цель на сайте типа SmartProgress, если не собираешься отчитываться в ней до самого ее завершения, получать лайки и реагировать на напоминания коллег "что-то вы давно не заходили, как ваш прогресс?". Некоторые экстремалы делают еще на себя денежные ставки,  но на мой взгляд, это уже на любителя: дает, скорее, отрицательное подкрепление и вместо игрового момента добавляет фрустрацию. А мы же себя любим, правда?
  3. Разрезать слона на маленькие кусочки.  Не пытаться написать, например, огромную научную работу за два года, а отметить ежедневную норму и бороться с нею, а не со всей работой сразу. Кстати, еще одна полезная вещь - это: 
  4. Визуализация уже пройденного пути. Кустарный, но часто вполне удобный вариант - не только вести запись ежедневной работы по большому проекту, но и написать в экселе нехитрую формулу, подкрашивающую ячейки в зависимости от успехов за день и выдающую надписи "молодец" и "ну ты супер!" при перевыполнении нормы. 
    На последних двух принципах, кстати, работает знаменитая техника помидора - кто вдруг не в курсе, вот тут можно почитать, хотя перевод не очень. Если совсем коротко, вы ставите таймер на 25 минут и работаете, не отвлекаясь (действительно не отвлекаясь!), после чего отмечаете очередной помидор (записываете его в блокнот своих великих достижений) и делаете перерыв на 5 минут. Если пришлось отвлечься хоть немного - помидор пропал, надо начинать заново. Есть множество приложений, которые эти самые помидоры не просто считают, а еще и усиливают игровой момент - скажем, Forest app, предлагающий выращивать "помидорные" деревья, зарабатывать виртуальные деньги и даже обещающий посадить настоящее дерево при достижении 5000 монет; Pomodorium, в котором помидоры помогают победить злобных монстров и завоевать волшебную страну (правда, с определенного этапа игра платная); помидорный пазл, недостающие кусочки к которому можно получить, только выполнив дневной план по помидорам, или TimerRPG, где на заработанное персонажем золото можно его апгрейдить персонажа и воевать с монстрами (правда в этом жанре, пожалуй, Pomodorium более интересен благодаря добавленным элементам случайности).

Ну, а кроме этого, есть еще очень масштабные программки, позволяющие превратить в игру всю жизнь и повысить эффективность без напряжения. Кстати, некоторые из них являются еще и психотерапевтическими, помогая выходить из состояния депрессии или залечивать различные травмы. Но об этом - в продолжении....


13
838.136 GOLOS
На Golos с June 2017
Комментарии (9)
Сортировать по:
Сначала старые