История одного подлинника или откуда пошли корпоративные вечеринки
В Нью-Йорке небоскребами никого не удивишь. Самые легендарные - "Утюг” и Эмпайр-Стейт-Билдинг, Рокфеллер-Центр и Башня Трампа, наконец... Но не они вошли в список 10 строений, изменивших лицо Америки, а это, на первый взгляд, обычное здание, каких много в городах Европы и мира. Но в том-то и дело, что все они - копии, а оригинал - вот он, перед вами. Сигрем Билдинг (Seagram Building) построен в 1958-м году архитектором Людвигом Мисом ван дер Роэ, его можно найти по адресу Парк-авеню 375, между 52-й и 53-й улицами на Манхэттене. С этого дома началась история всей современной архитектуры!
Мария Людвиг Михаэль Мис, это имя было дано ему при рождении - немецкий архитектор, бежавший от фашизма в Чикаго. До эмиграции возглавлял школу архитектуры Баухаус в Берлине, работал в Германии и России, где в 1912-м году построил здание немецкого посольства в Санкт-Петербурге. А несколько его вилл я видела лично, поскольку жила одно время от них неподалеку. Они были построены по заказу богатых фабрикантов в очень престижном районе Крефельда - это город около Дюссельдорфа. Ничего особенного, сейчас таких много, но в 30-х годах прошлого столетия это был пик авангарда.
Теперь американская часть истории. Как я уже говорила, Мис переехал в Чикаго, где сразу приступил к работе. То, как Чикаго выглядит сейчас - заслуга Миса ван дер Роэ, практически весь центр сделан по его проектам.
В Нью-Йорке же немецкий архитектор не имел права работать. Чтобы обойти запрет, он вступил в экономический и творческий союз с архитектором из Нью-Йорка Филиппом Джонсоном. Заказчик проекта - компания Joseph E. Seagram’s & Sons из Канады, производящая спиртные напитки, в новом здании должны были располагаться ее офисы и ресторан.
Высота 42-этажного Сигрем Билдинга - 156,9 метра, при строительстве его использовались совершенно новые технологии. Например, Сигрем было первым строение в мире, где в конструкции несущую роль выполнял стальной каркас. Мало того, по замыслу архитектора каркас должен был быть видимым и служить украшением здания, поэтому стены сделали стеклянными. Но по американским строительным стандартам стальные конструкции должны покрываться огнеупорным материалом, для этих целей, как правило, служил бетон. Бетон, стекло и сталь - некрасивое сочетание, и Мис заменил бетон на бронзу. Очень дорогой материал! Ее одной использовалось более 1500 тонн. Кроме того, для внутренних работ закупили известняк и мрамор из Италии.
Сигрем Билдинг на тот момент стал самым дорогим зданием в мире!
Еще одна новинка - жалюзи. Мис хотел, чтобы фасад выглядел однородным, на окнах, не дай бог, не болтались бы занавесочки, да и обычные жалюзи, которые можно поднять на различную высоту, для этой цели не подходили. Чтобы создать желаемую картину, Мис придумал новую конструкцию жалюзи, с планками, которые могли быть установлены только в трех позициях: открытые, приоткрытые и закрытые, не меняя общего уровня высоты.
На первом этаже Сигрема находился мишленовский ресторан "Четыре сезона". Дизайн его не менялся с момента открытия в 1959-м году, галерею украшало панно из театрального занавеса работы Пабло Пикассо размером шесть на шесть метров. Занавес был сделан в 1919-м году для Дягилевского балета “Треуголка” в Парижской опере.
После закрытия ресторана в 2015-м году занавес переехал по новому месту жительства в один из музеев Нью-Йорка. Причиной закрытия ресторана было то, что владелец Сиграм-билдинга не захотел продлевать срок аренды.
Мебель, посуда и элементы декора были проданы на аукционе Wright за сравнительно небольшие деньги: бронзовый стол, например - за 3000 долларов, 12 барных стульев - по тысяче долларов за пару, посуда пошла подороже - от 2-х тысяч за тарелочку.
Кстати, такое близкое нам явление как корпоративная вечеринка, родилось в этом ресторане. Только изначально вечеринки устраивались днем, во время обеденного перерыва, и выглядели просто обсуждением деловых моментов за общим столом.
О том, какие знаменитости обедали здесь, рассказывать не буду - ВСЕ! Упомяну лишь об одном эпизоде. В “Четырех Сезонах” отмечал свой последний день рождения Кеннеди. Именно тогда Мэрилин Монро пела ему песенку про "С Днем Рождения, Мистер Президент", накинув на плечи палантин из белого меха. Вскоре президент поехал в Даллас, где и погиб.
Еще несколько слов хочется сказать о площади перед Сигремом. Все дома на Парк-авеню находятся на одной линии, а строение Миса отступает на несколько десятков метров вглубь, что создает эффект дополнительного объема. Перед зданием - скульптура и фонтаны. В кадр моего фотоаппарата фонтаны не влезли, но я их видела и могу сказать, что они самые обыкновенные, ничего особенного.
При проектировании площади Людвиг ван дер Роэ опасался, что перед его детищем будет толпиться народ, так все получилось, как он боялся. К Сигрем Билдингу приходит молодежь, представители политических партий, влюбленные назначают здесь свидания. Это явление стало настолько известным, что социолог Уильям Уайт сделал документальный фильм "Social Life of Small Urban Spaces" про социальную жизнь маленьких пространств большого города. Сценической площадкой послужила сама площадь, а актерами - те люди, что приходили сюда каждый день.
Сигрем “засветился” также в знаменитом кино-сериале “Няня”. Не в том, конечно, где Заворотнюк играет, а в настоящем американском. В этом строении находился кабинет психотерапевта, к которому по очереди приходят все герои сериала.
Что касается Сигрем Билдинга, то он на долгие годы стал самым копируемым зданием в мире, и одна из таких копий находится неподалеку от дома, где я живу, в Роттердаме. Правда, похож?