Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
irkinmick
6 лет назад

"Стена". Жан-Поль Сартр

Мы были по другую сторону – три обескровленных призрака,
мы глядели на него и высасывали его кровь, как вампиры.

"Стена" интригует. "Стена" не разгадана - по поводу этого произведения до сих не утихают споры. Впрочем, философ и эссеист Жан-Поль Сартр редко предлагает своему читателю готовые решения и ответы, оставляя тому право на самостоятельные оценки и суждения.

Стена - это символ расстрела, казни, уничтожения, а еще это символ загнанного в угол человека, "загнанного до смерти". Но не вполне верно полагать, что только этим продиктовано название новеллы - смерть, каждое мгновение присутствующая в новелле, щадит главного героя - он остается жив.

Возможно, название намекает на одиночество приговоренного к смерти, его отторжение от живых и от жизни вообще? И стена здесь - это преграда между теми, кто обладает правом жить далее и тем, кому в этом праве отказано? Возможно - но только отчасти, скорее название имеет отношение сразу к нескольким смыслам...
....

....

Трое анархистов, или, если угодно, повстанцев - схвачены и приговорены к расстрелу, по сути без всякого суда - идет гражданская война и такого рода расправы в порядке вещей и ни у кого не вызывают удивления. Приговор не исполняется немедленно, - чтобы быть расстрелянными заключенным необходимо дождаться наступления утра. Собственно в этом и заключается основной сюжет. Двое молодых мужчин - Пабло Иббиета, Том Стейнбок, и подросток, брат одного из членов анархистского движения Хуан Мирбаль - будут ждать момента своей казни в больничном подвале выполняющим роль камеры...

Ужас
Смертельный ужас калечит и тело и душу. В холодном сыром подвале трое смертников изнемогают от липкого пота, их тела отказываются повиноваться им - очень быстро они превращаются в "серых призраков". Видя в другом свое отражение, они избегают смотреть друг на друга. Хуан Мирбаль - совсем еще мальчик - становится похожим на "маленького старичка".

Окружающий мир перестает существовать - только тюремный подвал и сумрачные на глазах теряющие свою реальность предметы, ничто из прошлого уже не представляется главному герою - Иббиете - важным. Узники не обращаются к Богу - они не делают попыток молиться - характерная деталь новеллы... Том пытается завести разговор на тему "что будет потом", но собственное тело как будто прерывает его, причем самым постыдным образом...
....

....

Заключенные не испытывают никакого сочувствия друг к другу, скорее глухое раздражение. А еще обреченность и одиночество. Впрочем, они не остаются одни - все это время за ними ведется пристальное наблюдение.

Наблюдение
Это интереснейший момент - в подвал к заключенным сразу после объявления приговора спускается врач и двое охранников. Возможно, в Испании 30 годов прошлого столетия так было принято, хотя нет - все равно маловероятно. Врач бельгиец пристально и всю ночь наблюдает за приговоренными к смерти, а двое охранников пришедшие вместе с ним практически сразу же засыпают.

Зачем Сартру понадобилось вводить эту деталь, и что он хотел этим сказать читателю - не совсем понятно... Безоружный врач, двое спящих охранников рядом с тремя приговоренными к смерти повстанцами, людьми которым нечего уже терять - так бывает?

Одного из охранников зовут Педро - причем автор именует его "долговязый Педро" явно намекая на нарицательный характер этого имени. Другие франкисты описанные в новелле не имеют имен - они обезличены. Отсылка к Гефсиманскому борению - это первое, что приходит на ум - но Сарт атеист и вообще человек скорее арелигиозный. Да и отсылка, если она и есть - нечеткая...

Предательство?
Когда приходит рассвет Тома и Хуана уводят - их ждет расстрел, но Иббиету не казнят, его ведут на допрос. Ему предлагают сделку - он может спасти свою жизнь выдав командира группы Рамона Гриса. Пабло Иббиета не собирается выдавать Гриса - он отказывается, но ему дают время подумать - пятнадцать минут, еще пятнадцать минут ужаса.

И это ключевой момент новеллы - предательство, если оно было - назревает именно в эти мгновения. Иббиета знает, где скрывается Грис, но он не собирается его выдавать. Придя уже к выводу, что ему начхать и на Гриса и на анархизм и на Испанию – он тем не менее не планирует идти на сделку с фалангистами... И вдруг ему кажется это забавным - собственный "идиотизм" видится ему смешным - он почти веселится. Человек еще пятнадцать минут назад готовый "рвать на себе волосы и выть от ужаса" - начинает дурачиться и отпускать шутки.

Ему все представляется смешным - усы конвойного, пробежавшая под ногами крыса - это так весело. А вот еще одна изумительная шутка - нужно сказать фалангистам, что Грис скрывается там, где его заведомо нет - в сторожке сторожа кладбища - пусть побегают!... Предательство, если оно было, происходит - веселость это его механизм. Иббиета говорит, что Рамон Грис скрывается на кладбище - его там нет, он уверен в этом (откуда эта уверенность?), ему очень хочется подшутить над своими тюремщиками.

Не очень смешная шутка - ведь обнаружив обман, его выволокут из камеры и убьют... Но Ибиета спокоен - словно он сделал, то, что было необходимо, а еще ему кажется - что он сделал что-то очень остроумное. Через полчаса фалангисты возвращаются - на него внимательно смотрят... и приказывают вести на двор к остальным - его судьбу решит трибунал, но главное - его не расстреляют.

Иббиета не понимает что произошло, он в прострации бродит по двору вместе с другими заключенными пока один из них не сообщает ему, что Рамон Грис погиб в перестрелке на кладбище... После этого, наш герой, зайдясь диким хохотом падает на землю.

....

....

Трактовка
Классическая трактовка данной ситуации с точки зрения экзистенциализма основоположником которого являлся Сартр известна - некая пустота образовавшаяся в душе главного героя, душевный вакуум возникший в результате испепеляющего страха - неким образом поглотил другого живого человека - Рамона Гриса. Что ж - это экзистенциально и красиво, но это ли хотел рассказать читателю Сартр? Сам он никаких разъяснений по этому поводу не давал...

Нет, анархист и повстанец Иббиета не выдавал своего командира, а вот измученный страхом человек - Пабло Иббиета, вернее некая часть его разума вполне могла принять решение пошутить над тюремщиками таким образом, чтобы получить шанс на спасение...

Это очевидно, несмотря на то, что для этого понадобиться привлечь такие туманные, малопонятные и уже почти не модные смыслы - как подсознание и бессознательное.

Главный герой наверняка знал, пусть и неявно - в глубине души, что в тот момент, когда в городе идут облавы - в сторожке сторожа кладбища вполне мог укрываться кто-либо из организации и Грис в том числе… Да, вероятность была мала - но была...

Именно поэтому Иббиета с хохотом падает на землю - он понимает, что не желая предать, он все же каким-то образом предал, пусть малой частицей своей личности и под маской дурацкой предательской шутки, но предал...

Текст авторский.Источник изображений pixabay.com

4
207.777 GOLOS
На Golos с January 2018
Комментарии (7)
Сортировать по:
Сначала старые