Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
lokkie
7 лет назад

[Нейробиология]: исследования о дофамине. Казалось бы, причем здесь Голос?

Привет. Я знаю, почему ты открываешь Голос, не успев как следует открыть глаза. Я знаю, почему ты помногу раз в течение 10 минут обновляешь ленту, пытаясь выхватить новый пост, хотя понимаешь, что в 3 часа ночи шансы на успех мизерны. Я знаю, почему красные циферки возле аватара возбуждают тебя больше, чем самое ядреное порно. Я знаю не только "почему?", но и "кто?".

Вернее, "что". Знакомьтесь, дофамин.

Дофами́н (допами́н[1], DA) — нейромедиатор, вырабатываемый в мозге животных (в том числе людей). Дофамин естественным образом вырабатывается в больших количествах во время положительного, по субъективному представлению человека, опыта — к примеру, секса, приёма вкусной пищи, приятных телесных ощущений.

Дофамин ≠ счастье. Дофамин ≠ удовольствие. У него гораздо более тонкая роль - сейчас ты сам убедишься в этом.

Исследования

В 1954 году двое молодых ученых, Джеймс Олдс и Питер Милнер, ставили эксперимент на крысе. Они вживили ей в мозг электрод, чтобы активировать зону, отвечающую за страх. Логично предположить, что животные будут всячески стараться избегать подобной стимуляции, однако, эта странная крыса всегда возвращалась в угол, где ее било током. Как будто мечтала все повторить. Она следила за перемещениями источника разрядов, и вскоре ею можно было управлять, как джойстиком.

Неточно вживив электроды, ученые открыли ранее неизвестную область мозга. Исходя из поведения крысы, Олдс и Милнер назвали эту зону "центром удовольствия".

Продолжив эксперименты, они узнали, что голодное животное не сделает в сторону миски с едой ни шагу, пока подаются разряды в углу клетки. Дав крысам возможность самостимуляции, ученые увидели, что те нажимают на рычаг бесчисленное количество раз, пока не упадут от усталости.

Крысы крысами, а что насчет людей? Есть и такое исследование. В наши дни его провернуть было бы невозможно по этическим причинам, но в 60-е годы творились дела и почудней.

Психиатр Роберт Хит повторил эксперимент Олдса и Милнера на людях. Он вживил своим пациентам электроды куда нужно и дал в руки пульт для самостимуляции. Результат был схожий: люди били себя током по 40 раз в минуту, отказывались от еды и закатывали истерики при отключении. При опросе один из испытуемых сказал, что разряды всегда сопровождались отчаянием и тревогой. Он ни разу не испытал удовольствия, хотя оно казалось таким близким.

Олдс и Милнер открыли не центр удовольствия. Сейчас эту структуру называют "системой подкрепления", ее задача - побуждать нас к действиям, важным с биологической точки зрения. Дофамин ≠ удовольствие, но дофамин = желание. Эволюции плевать на счастье, но она обещает его нам, чтобы мы продолжали охотиться на мамонтов и соблазнять друг друга.

В 2001 году было проведено исследование, которое убедительно доказало связь дофамина именно с предвкушением. Помещенные в томограф участники должны были ждать определенного сигнала на экране. Когда символ появлялся, нужно было жать на кнопку, чтобы получить выигрыш. Дофаминовый всплеск регистрировался именно при наблюдении сигнала, а не при самой победе - ее "отмечали" другие области мозга.

Технологии и дофамин

Хочешь попробовать простимулировать себя так, как это делали пациенты Хита? Открою секрет: ты уже среди них, причем давно - с тех пор, как купил смартфон. Потенциальное, но такое непредсказуемое удовольствие от общения и серфинга включает в игру дофамин. И мы ищем. И ищем. Нажимаем "Обновить" и F5, проверяем личку, листаем ленту, смотрим одно за другим видео на ютуб в надежде, что следующее будет интересным.

Видеоигры намеренно эксплуатируют этот механизм. В одном исследовании было обнаружено, что игра вызывает дофаминовый всплеск, равноценный таковому после приема амфетаминов. Обещание, что великая победа может вот-вот случиться заставляет игроков "жать на рычаг" до изнеможения.

Великая победа... или апвоут от кита! Он тоже имеет непредсказуемую природу! Обещание денежной награды + непредсказуемость = ты попался. Я пишу этот пост и чувствую дофаминовое возбуждение: когда я доведу начатое до конца и нажму "Пост", у меня в руках окажется... Да! Пульт для стимуляции, как у крыс Олдса и Милнера.

Почему лучше 1 раз 50$, чем 50 раз по 1$?

Существует такая игра - "Жребий", которая применяется на Западе при лечении наркозависимых. Суть в том, что при успешной сдаче тестов на наркотики, пациенту дают вытянуть билет. Шанс выигрыша 50/50, в основном призы от 1 до 20$, крупный приз - 100$ - лишь один, проигравшие получают бумажку вроде "Не расстраивайся, в следующий раз повезет". Наверное, ты уже догадался, что эти пациенты лечились успешнее тех, кто в лотерею не играл? Да. Но это еще не все. Техника "Жребий" оказалась эффективнее прямой оплаты за успешное прохождение тестов, хотя в целом, люди в ней получали меньше денег. Вот она - сила непредсказуемой награды!

Человек, получивший однажды на Голосе дофаминовый укол в виде хорошей выплаты за пост, останется тут навсегда с большой вероятностью. Особенно, если делать ему "инъекции" его регулярно.

Пойду-ка я блог обновлю...

4
177.227 GOLOS
На Golos с June 2017
Комментарии (24)
Сортировать по:
Сначала старые