Эффект Раневской

В Фаине Георгиевне Раневской (Фанни Гиршевне Фельдман) меня восхищает даже не столько ее талант, сколько удивительный характер, который синтезировал мудрость и свободомыслие, честность и прямоту, характер, который и позволил миру ее узнать. Несмотря на свою невыдающуюся внешность (сама называла себя «урод»), Раневская сыграла множество ролей в театре и кино, снискала любовь публики и заняла отдельное место в художественной культуре. Во многом благодаря харизме, стойкости, истинному дару, который не подменялся симпатичной мордашкой или благосклонностью богатых покровителей.

Фанни родилась в зажиточной еврейской семье Таганрогского промышленника. Ее старшая сестра Белла была красивой девочкой, любимицей родителей, а Фанни, как утверждают биографы, всегда была в отчуждении, ощущала себя ненужной и безобразной. Да и все, кто вспоминает Фельдман, рассказывают, что внешне девочка была гадким утенком. В женской гимназии, куда Фанни отправили учиться, все оказалось еще хуже, чем дома: в моменты волнений будущая актриса сильно заикалась, за что была подвергнута безжалостным издевательствам со стороны других детей. Не выдержав унижений, Фанни перевелась на домашнее обучение. Учить приходила строгая гувернантка, которую она терпеть не могла. «…ненавидела бонну немку. Ночью молила Бога, чтобы, катаясь на коньках, упала и расшибла голову, а потом умерла…» - писала в своих дневниках Раневская.

Раневская в детстве
В своей книге «Судьба – шлюха» Раневская рассказывает о том, как впервые почувствовала себя актрисой. Ей было пять лет, и у нее умер маленький братик: «…я жалела его, день плакала. И все-таки отодвинула занавеску на зеркале – посмотреть, какая я в слезах». Она была чудовищно честной. От правды Раневской передергивало, коробило, но от этого она не переставала быть правдой. О том, что мечтает стать актрисой, девушка заявила отцу, когда ей исполнилось восемнадцать. Тот отреагировал плохо, сказал что-то вроде: мол, какая из тебя актриса, посмотри на себя - ты некрасивая. Это больно ранило Фанни и она ушла из семьи, уехала в Москву поступать в театральную школу. Но ее никуда не взяли – «за отсутствием таланта». Она снимала комнату, и так как денег на билеты в театр у нее не хватало, часто стояла в толпе поклонников, поджидая известных артистов. А потом Фанни влюбилась. В Василия Качалова. Ходила за ним, следила, а однажды даже упала в обморок, чтобы он обратил на нее внимание. Качалов понял, что Фанни прикинулась, но не разозлился. Любви Качалов к будущей актрисе не испытывал, но стал ей другом, вывел в свет и познакомил со многими известными личностями.
Довольно забавно Фанни Фельдман выбрала себе благозвучный псевдоним. Получив денежный перевод от родителей, она поскользнулась, и ветер вырвал у нее из рук купюры. «Я остановилась, и, следя за улетающими банкнотами, сказала:

  • Денег жаль, зато как красиво они улетают!
  • Да ведь Вы Раневская! - воскликнул спутник. - Только она могла так сказать!» - вспоминает Фаина Георгиевна в дневниках.

Исследовать жизнь Раневской довольно интересное, но нагоняющее печаль занятие: будучи гениальной актрисой, она вынужденно скиталась по различным провинциальным театрам и всю жизнь была одинока. Раневская играла на сцене, снималась в кино (дебют в роли госпожи Луазо в фильме «Пышка») и даже озвучивала мультфильмы (Фрёкен Бок из «Возвращения Карлсона» говорит ее голосом). Но она все время была недовольна собой. По ее мнению, только посредственности неспособны к самоанализу и не восприимчивы к критике. И очень часто, после съемок в каком-нибудь фильме, сокрушалась, что «опять плюнула в вечность».

Реализовать себя как женщина Раневская не смогла. Говорят, что однажды она влюбилась в какого-то очень смазливого актера. Пригласила его в гости, купив на последние деньги вина и фруктов. Сидела, долго ждала. А он пришел с какой-то красоткой и сказал Фаине пойти погулять, пока они развлекутся. Можно представить, как это травмировало актрису. С того дня серьезных отношений, которые могли бы привести к браку, Раневская не заводила. Вспыльчивый характер и детские комплексы по поводу некрасивой внешности Раневская пронесла до самой старости. Она не любила себя. Никогда. Ни внешне, ни внутренне. Думаю, в этом и заключается некий «эффект Раневской»: постоянное самобичевание и отсутствие поблажек от судьбы двигало ее к развитию, к тому, чтобы быть лучше, делать все правильно, честно. Если она не может быть красивой, то профессиональной быть обязана, иначе, зачем тогда вообще жить?

Коллеги по театральному цеху вспоминали, как Раневская занималась с молоденькими актрисами: она всегда была до жути щепетильна и требовательна. «Теперь, к концу моей жизни, я не выношу актеров «игральщиков». Не выношу органически, до физического отвращения – меня тошнит от партнера, «играющего роль», а не живущего тем, что ему надлежит делать в силу обстоятельств. Сейчас мучаюсь от партнера, который «представляет» всегда одинаково, как запись на пластинке. Если актер не импровизирует – ремесло, мерзкое ремесло!» - писала позже актриса. Если кто-нибудь ей не нравился, она выдавала нечто вроде: «У него голос - будто в цинковое ведро ссыт». Обидеть Раневская могла походя, легко, не задумываясь. Возможно, потому что с ней самой никто никогда не церемонился. И друзей потому у нее было немного.

Если смотреть постановки и фильмы с участием Раневской, то можно заметить, каким невероятным образом актриса сочетает трагедию с комедией. Так, например, в фильме «Весна» стареющая домоправительница, которую играет Раневская, только на первый взгляд кажется смешной, одновременно с этим образ раскрывает личную трагедию человека, его боль и потому вызывает смех сквозь слезы. Раневская все и всегда делала от души, от сердца. Она сама импровизировала на сцене и требовала этого от других: никакого заучивания текста, на сцене надо жить – считала актриса. Поэтому все героини Раневской были необыкновенно живыми и настоящими. Не верить было нельзя. Я читала, что как-то Раневская так феерично сыграла роль проститутки, что все женщины легкого поведения ходили на спектакли, чтобы посмотреть на нее и набраться опыта.

Х/ф "Весна", 1947 год

Большой успех принес Раневской фильм «Мечта», в котором она была еврейской мамашей Розой Скороход. Эта картина потрясла не только советских граждан, но и заграничного зрителя. Сообщалось, что американский президент Рузвельт пересматривал его много раз, а Чехов, живший в Париже, признавался, что плакал при просмотре. По некоторым данным даже Чарли Чаплин высоко оценил «Мечту». Но Раневская никогда не страдала звездной болезнью, в этом смысле она была скромной дамой. И, кстати, совсем не жадной. Говорят, получив гонорар за спектакль, она тут же раздавала деньги актерской труппе и всегда слыла бессребреницей.

Х/ф "Мечта", 1941 год

В Москве Раневская познакомилась с Цветаевой, Маяковским, Мандельштамом. Восхищалась Ахматовой. Но «главным» ее другом и наставником была актриса Павла Вульф, ставшая Раневской невероятно близким человеком. А еще был пес Мальчик, которого актриса подобрала на улице и которому отдавала всю свою нерастраченную любовь - он был с Фаиной Георгиевной до самого последнего дня. Вот и вся семья Раневской.

С любимым псом по кличке Мальчик
Мудрость и оправданная циничность мгновенно делали буквально каждую фразу этой женщины крылатой и всенародно любимой. В основном, конечно, за фантастическую лаконичность и включение сниженной лексики. Громкая и крупная Раневская курила крепкий «Беломорканал», никого не стеснялась и внутреннюю цензуру не соблюдала – за это ее прозвали главной матерщинницей Советского союза. Под маской грубой и властной женщины скрывалась тонкая и ранимая натура - чтобы понять это - не нужно быть театралом или киноведом. Каждый раз она играла себя, находила в своей душе те черты, которые помогали ей прожить эту роль. Так что едкий сарказм и пошлый юмор Раневской-женщины - всего лишь способ самозащиты, прикрытие детских комплексов и обид. И, знаете, я люблю ее всю и, наверное, ни одного человека искусства не понимаю так хорошо, как Раневскую.

Изображения: www.kino-teatr.ru, epitafii.ru, http://beauty-ved.ru

pskкультураискусствотеатркино
25%
1
109
219.982 GOLOS
0
В избранное
lubovprotasova
Люди. Чувства. Эмоции.
109
0

Зарегистрируйтесь, чтобы проголосовать за пост или написать комментарий

Авторы получают вознаграждение, когда пользователи голосуют за их посты. Голосующие читатели также получают вознаграждение за свои голоса.

Зарегистрироваться
Комментарии (1)
Сортировать по:
Сначала старые