Музей "Керамарх" в Петропавловской крепости
«Керамика – древний материал, который делается из земли и возвращается в землю. Главное, что он прочен, долговечен, предоставляет бесконечные колористические возможности и способен отражать свет, придавая ему функциональное совершенство и необычность…»
Ренцо Пиано, архитектор
В Петропавловской крепости 5 октября появился новый музей «Керамарх» - музей архитектурно художественной керамики. Даже для Петербурга это событие редкое. Не было подходящего здания, да требовалась тщательная подготовка экспонатов. У каждого из них своя история «спасения». Многие были найдены на чердаках, помойках, на развалинах разрушившихся зданий, на руинах храмов и церквей. Некоторые экспонаты спасли простые жители города, которые приносили обломки. Часть экспонатов хранилась на складах и постепенно реставрировалась, иногда на это уходило несколько лет. Некоторые из экспонатов находились в частных коллекциях и музеях.
Основу музейной экспозиции составляют предметы из фонда архитектурных деталей Государственного музея истории Санкт-Петербурга, коллекции директора компании «Паллада» Константина Лихолата, который стал куратором выставки, а также отдельные предметы из фондов девяти крупных музеев России и ближнего зарубежья. Кстати, именно мастерская фирмы «Паллада» отреставрировала 90% всех экспонатов музея.
При входе в музей приходится спускаться вниз, в полуподвал, где мало света. Говорят, это сделано намеренно, так керамика лучше сохраняется. Поэтому без спец. аппаратуры снимки получаются нечеткие.
Экспонатов здесь много, от маленьких осколков облицовки печей и стен, до красивейших каминов и изразцов. Изразцовые печи и камины 18 – начала 20 века, а также редкие образцы декора фасадов знаменитых зданий Петербурга: изразцы куполов Соборной мечети, фрагменты капители фасада здания Петроградского губернского кредитного общества (Дом Кино), образцы черепицы крыши музея А. В. Суворова.
Самый масштабный экспонат — семиметровое панно с гротескной композицией, в прошлом украшавшее вход в контору знаменитого «Художественно-керамического производства Гельдвейн-Ваулин» на Благовещенской площади, сейчас это площадь Труда
Интересны иконы, написанные на керамической основе и заключенные в многоцветные керамические киоты; изысканная голландская изразцовая плитка, которая дает по-новому взглянуть на уникальное убранство комнат во дворцах вельмож и дворян.
В начале 19 века в архитектуре России, как и в других странах, появился новый творческий метод, суть которого заключалась в том, что облик фасада или интерьера должен отражать его назначение. Для церквей использовался образ древнерусских храмов, для католические и лютеранские храмы ориентировались на готику, фасады городских особняков оформляли в духе растреллиевских дворцов или палаццо, устраивая в них гостиные в духе «помпейском» или «мавританском» вкусах, будуары в стиле «мадам Помпадур». Так возникли многочисленные стили начала 19 века, основанные на смешении декоративных элементов разных стилей.
Благодаря интересу к «стильным» деталям, архитекторы заново открыли для себя декоративные и функциональные достоинства керамики, которая вернулась на фасады зданий и нашла применение во всех архитектурных стилях той эпохе. Появился кирпичный стиль, когда мастера использовали терракоту и неоштукатуренный полихромный кирпич.
При такой востребованности стали появляться предприятия, производящие архитектурную художественную керамику. Первым таким предприятием стала Керамическая мастерская, или «Заведение для наружных украшений зданий» Давида Йенсена – гончарно-художественный завод, который был основан в Санкт-Петербурге в 1845 году и 50 лет выпускал терракотовые барельефы, статую, кариатиды и другие скульптурные украшения фасадов. Было возрождено искусство архитектурной майолики благодаря работе керамической мастерской Леопольда Бонафеде и рисовального училища барона Штиглица.
Численность городского населения стремительно увеличивалась и требовала строительства жилья. Стали появляться многочисленные доходные дома, которые требовали украшения, а также отопления. Началось производство изразцовых печей и каминов. Цена была достаточно высока, поэтому камины и печи устанавливали только в гостиных, другие комнаты не отапливались или в них ставили небольшие переносные печи. Заработали печные заводы в России, Белоруссии, Украины, Польши, Финляндии и Германии. Уникальные печи для дворцов членов царской семьи и представителей знати были созданы по проектам таких мастеров архитектуры как Брюллов, Штакеншнейдер, Резанов, Монигетти, Месмахер.
Керамика в России всегда была частью и внутреннего убранства, потому что это было практично, ведь керамические изделия легко мылись и не трескались.
Доходные дома середины 18 – начала 20 веков славились художественно выполненными облицовками печей. Камины в цветной глазури не только хорошо удерживали тепло, но и представляли собой самостоятельные произведения искусства.
Сегодня специалисты продолжают собирать по крупицам уникальные произведения искусства и просят горожан в прямом смысле смотреть по сторонам. Новый музейный экспонат вполне возможно найти за слоем старых обоев или у себя под ногами. Об этом свидетельствую реальные истории находок ценных экспонатов в старых домах.
Музей «Керамарх» расположен в казематах Государева бастиона в Петропавловской крепости оборудованы пока только 8 комнат, отремонтированных для музея. Но ремонт продолжается и постепенно будет увеличиваться площадь музея и выставляться новые экспонаты.
Вся информация получена на экскурсии, которую проводил Константин Лихолат.