Действительно очень страшное кино: как и чем нас пугает Гаспар Ноэ?

 

Традиционно искусство пугать считается более сложным, чем искусство смешить. Конечно, у кинематографа больше средств напугать зрителя, чем у автора книг или рассказов, но, в целом, задача тоже не из простых, потому что зритель должен как минимум поверить в происходящее.  

 Оттого так часто «ужастики» оказываются на деле смешными и нелепыми, им просто не хочется верить. Французский режиссер Гаспар Ноэ — один из тех, кому напугать удается. Правда, ужастики он делает для взрослых.

И ему не нужно использовать для этого дешевые трюки с неожиданно выскакивающими перед камерой зомби. Он пугает совсем не мертвецами или злыми духами, а возможностью в один момент потерять все. Настоящие ужасы взрослого человека. 

Трудно назвать Ноэ популярным режиссером, до настоящего момента его скорее можно было бы назвать автором одной картины.   В 2002 году Ноэ выпустил картину «Необратимость» с Моникой Беллуччи и Венсан Касселем в главных ролях, которая принесла ему скандальную славу. Скандальную, потому что фильму удалось сделать то, что и должен делать триллер — напугать. 

Фильм почему-то довольно часто вспоминают, как картину, в которой показана 9 минутная сцена изнасилования Моники Беллуччи, и она действительно очень страшная, хотя самый большой ужас этого фильма даже не в нем. 

Фильм показан с конца к началу, маленькими эпизодами из жизни одной пары (и их друга, бывшего парня главной героини). Начинается он с конца, с момента, когда все уже закончилось для героев, потом показывает страшные события последней ночи, постепенно возвращается к моменту, когда у них все было хорошо.   В самом конце, тем, кто может дождаться конца (далеко не все, кстати), уже будет трудно вспомнить сцену изнасилования или кровавую сцену убийства, потому что заканчивается все там, где герои счастливы и еще не знают ничего о своем будущем. И звучит слоган о том, что время разрушает все.  И между тем, все еще страшно. 

Почему так? Во-первых, Ноэ сделал то, чего избегают многие «киношники» - он показал сцену убийства человека очень натуралистично, в том числе, по времени. Он сам в одном из интервью говорил о том, что так, по его мнению, никто еще не снимал сцену лишения человека жизни. Во-вторых, он снимает половину фильма крутящейся камерой, отчего неподготовленному человеку может быть дурно. Во время показа в кинотеатре около трети зрителей не выдержали того и другого и вышли из зала.   

Вроде бы по описанию выходит какой-то ужас. 

Что же в нем хорошего? Главная тема, которая отчетливо проглядывается за всем этим ужасом и «трэшем» - хрупкость и ценность жизни. Гаспар Ноэ в этом смысле куда более тонкий художник, чем многие создатели романтических картин. На фоне жестокости, с которой начинается кино, к его концу появляется практически физическое ощущение, что от счастья и полной гармонии в жизни до ужаса и страданий всего несколько шагов, несколько неверных решений. Больше всего после титров хочется обнять близких и сказать им что-то хорошее. После «Необратимости» Ноэ снял следом «Вход в пустоту», который оказался слабой копией   первой условно успешной картины. 

Критики оценили его не особо высоко, но и шокирован никто работой не был. В целом, как и самый новый его фильм «Любовь», который хоть и привлек к себе внимание скандалом из-за обилия голых тел, но высокой оценки не получил. Хотя, «Любовь» определенно лучше, чем популярный «50 оттенков серого». 

Правда, здесь зрителя уже пугать не нужно, поэтому это совсем другая тема.   

И да, стоит говорить даже не про возрастной ценз фильмов Ноэ, а про то, что рекомендуются они только людям с крепкой психикой.

Фото:  Kinozon.tv

pskлитератураобразованиерецензиякультура
25%
0
81
534.938 GOLOS
0
В избранное
Человек с ноутбуком.
81
0

Зарегистрируйтесь, чтобы проголосовать за пост или написать комментарий

Авторы получают вознаграждение, когда пользователи голосуют за их посты. Голосующие читатели также получают вознаграждение за свои голоса.

Зарегистрироваться
Комментарии (3)
Сортировать по:
Сначала старые