Кино для молодых семей: о чем и для кого «Аритмия»

Новую картину Бориса Хлебникова «Аритмия» «Коммерсант» назвал самым зрелым фильмом российского кинематографа 2010-х, что, согласитесь, серьезная рекомендация к просмотру.

Для других (для меня) «Аритмия» стала фильмом, в котором играет та самая смешная видеоблогер из Инстаграма, молодая актриса Ирина Горбачева, и было интересно посмотреть, как она справится с драматической ролью. Плюс исполнитель мужской главной роли – талантливый Александр Яценко. Как итог – один из самых ярких российских режиссеров современности, умеренно «сериальный» актерский состав и видеоблогер в главной женской роли, гран-при фестиваля в Онфлере. В общем, не смотреть было нельзя.

По сюжету действие происходит в некоем российском городе не-Москве (съемки велись в Ярославле), где пара медиков в возрасте около тридцати переживает кризис в отношениях. А главный герой еще и пытается решить непростую нравственную дилемму: слушаться нового руководства скорой и действовать «по регламенту» или спасать жизни. Все это усугубляется пристрастием к алкоголю, что неудивительно в таких-то условиях.

Изначально Хлебников задумал фильм как историю о разводе пары, живущей в съемной квартире. Они уже решили расстаться, но надо жить вместе, пока срок аренды не закончится. Только потом, в процессе работы над сценарием, решено было сделать героев медиками, что немного изменило всю историю. Так на фоне личной драмы героев возник еще и социальный контекст. Одно дело смотреть на людей, которые не могут решить, любят они друг друга или нет, другое – когда на руках у них умирают пациенты, когда им приходится делать выбор: спасти чью-то жизнь или следовать правилам. С одной стороны, ход такой, ну, немного «в лоб». С другой стороны – работает, сопереживаешь.

Всего в фильме несколько «медицинских» историй. Все они выпадают в рабочие смены героя Яценко, которому вообще в картине особенно тяжко. При этом только одна из этих историй имеет логическую развязку, все остальные не закончены. Режиссер показывает, что герой спасает, старательно спасает людей, но удалось ему это или нет, мы не знаем (и к лучшему, наверное).

Любовная линия «Аритмии», конечно, сложнее, чем социальная. В этом смысле фильм для меня определенно точно попадает в категорию «для молодых российских пар». Это такая категория для непростой аудитории: для тех, кто переживает что-то вроде кризиса среднего возраста. Например, в 2013 году Оксана Бычкова сняла подобную картину (которую, правда, так высоко не оценили) под названием «Еще один год». Фильм во многом похож на «Аритмию»: и главным конфликтом, и темпом повествования, и символическим матрасом, который главные герои носят туда-сюда и не знают куда его деть, как не знают, куда деть самих себя, и открытым финалом. «Аритмия» своей любовной историей ориентирована все на тех же 25–35-летних, у которых в жизни что-то пошло не так, им стало плохо друг с другом, но на самом деле плохо с самим собой.

И Хлебников мастерски передает атмосферу, когда главным героям плохо, постоянно плохо и как будто бы лучше им уже никогда и не станет. Но не дает никакого даже намека на решение ситуации.
Главное положительное отличие этой картины от остальных подобных в том, что социальный контекст, даже очень грубо созданный, дает новый поворот: а может, это не с ними что-то не так? Может быть, и плохо этим бедолагам не потому, что они «поломатые», а потому, что беда все-таки с реальностью, в которой они живут?


pskкультурарецензии
154
253.282 GOLOS
0
В избранное
Человек с ноутбуком.
154
0

Зарегистрируйтесь, чтобы проголосовать за пост или написать комментарий

Авторы получают вознаграждение, когда пользователи голосуют за их посты. Голосующие читатели также получают вознаграждение за свои голоса.

Зарегистрироваться
Комментарии (5)
Сортировать по:
Сначала старые