«Матильда» без религии и политики: стоит смотреть или нет?
Новая картина Алексея Учителя «Матильда» вызвала широкий резонанс еще до премьеры, это тот случай, когда интерес общества связан не с культурными характеристиками произведения, а с общественным, политическим и религиозным контекстом. Что и плохо и хорошо. С одной стороны это говорит о том, что искусство взаимодействует с обществом, вот оно живое, с другой стороны дать адекватно оценку беспристрастно сложнее.
Но попробуем. Фильм получился легкой исторической картиной для дам. Нет ни одной сцены боя, никто не стреляется, единственная за весь фильм лошадь умирает трагически в начале на ж\д путях. Все говорят про чувства, танцы и судьбу.
Фабула фильма известна давно. Николай Второй крутит роман с балериной по имени Матильда и не хочет жениться на Александре Федоровне, которая специально для этого приехала к нему из Германии. И вот Николаю и хочется, и колется, и мама (реально, мама, Ингеборга Дапкунайте не велит). И он мятежный мается и мается, и вот и весь сюжет. На деле ощущение от просмотра фильма создается немного иное. Кажется, что он вовсе не про душевные терзания Николая, а про то, как женская грудь, показанная польской актрисой Михалиной Ольшанской, оказывает влияние на мировую политику и умы мужчин. Весь фильм герои, заприметившие ее грудь на сцене (у нее падает бретелька) бегают, дерутся и хотят жениться на ней, но не могут, по разным причинам. Буквально: ходят туда-сюда и ищут встречи с этой самой грудью, извините. То есть, в целом, сюжет вокруг нее и закручен.
Было бы неплохо, если бы это было только хитрым ходом, чтобы привлечь зрителей, за которым бы стояла драма и трагедия, но нет. Драмы и трагедии особо нет, хотя герои и кусают себе локти, что-то поджигают, им все равно не веришь. Хотя, актерский состав очень разношерстный и неплохой. Из «первых лиц» российского кино в фильме Данила Козловский, который, кажется, просто где-то подписал контракт, согласно которому в России ничего без его участия теперь снимать нельзя, родители Николая — Сергей Гармаш и Ингеборга Дапкунайте, а еще Евгений Миронов, который играет брата Николая. Остальные роли у менее известных актеров.
Главная проблема фильма получилась в том, что при неплохой игре неплохих актеров нет никакой идеи. Все время задаешься вопросом, о чем история? История про то, что долг побеждает любовь? Или про что вообще?
Хуже всего выглядит сцена в конце фильма, где после всех страданий о любви внезапно влазит социальный контекст — люди идут со всей страны посмотреть на коронацию Николая, а в итоге давятся и убиваются за колбасу и пастилу. Вроде бы такой намек на то, что ничего у нас не меняется годами, но в контексте сплошной романтики в цветах и будуарах выглядит странно. О хорошем: фильм снят красиво и со вкусом. Смотреть его легко и приятно. Ничего не гложет, оператор красиво снимает красивых женщин, крупным планом грустные глаза, злые глаза, плачущие глаза, бородатые мужчины и хорошо подобранные костюмы. Идеи, правда, нет.
Итог: час сорок потратить на эту картину можно, хотя бы для того, чтобы лично дать оценку фильму, о котором говорят все, кому не лень.
Фото: kinovolna.tv