Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
nataliaromashina
6 лет назад

Плохой и хороший финалы

Я заметила, что люди очень не любят открытый финал в фильмах и в книгах. Часто слышу, что кино им «портят». А я вот другого мнения. Мне кажется, что плохой финал — это однозначный финал, когда «жили они долго и счастливо», когда добро побеждает зло, когда все ясно и понятно. Даже, если это очень сильный эмоционально финал, но однозначный, мне кажется, что это плохо.

Думаю, что единственно правильный финал для литературных художественных произведений, имеющих сюжет, это открытый финал. Само наличие финала и конечность художественного произведения в этих случаях уже большая проблема. Открытый финал позволяет хотя бы частично сгладить негативное воздействие того факта, что произведение конечно, намекая на то, что продолжение остается за пределами самого произведения, заставляя думать о продолжении.
Конечность произведений с сюжетом создает ощущение, что любая история должна иметь какую-то точку, развязку, черту, после которой будет результат, душевный переворот, зло будет наказано, добро наградят медалью.

Именно конечность создает очень конкретную черту, которая не воспринимается читателем как завершение только этой истории, она рассматривается в более глобальном смысле. Читатель/зритель/слушатель знаком с героями только по тому, что рассказывается в произведении, поэтому концовка соотносится с героями целиком, а не только с каким-то эпизодом в их пусть бы и вымышленной жизни. Понятно, что в некоторых случаях это может быть действительно переломным моментом, например, если герой умирает, но зачастую история заканчивается положительно, например, свадьбой, окончанием конфликта, окончанием путешествия. Логично предположить, что история персонажа на этом не закончена, но то место, где автор или режиссёр остановился для воспринимающего произведение становится концом. В итоге складывается обманчивое ощущение, что в любой истории важен результат, а не процесс, что любая история должна заканчиваться чем-то ощутимым, из всего должен быть сделан вывод.

Кстати, можно часто услышать жалобы на сюжеты или героев. Например, что они портят детей или подростков. И, вообще, принято искать проблему в сюжетах произведений, ссылаясь на подражание персонажам произведений, которые могут демонстрировать не самые положительные сценарии поведения, но зачастую проблема может быть в самой структуре — конечности произведений. Еще с детскими сказками можно усвоить правильную мораль и неправильное ощущение того, что сейчас это все чем-то должно закончится (хорошим, если я сам был хорошим). И если ситуация, когда я был хорошим, а хорошо не закончилось, часто рассматривается, то ситуация, что я был хорошим, а ничего вообще не закончилось почему-то, мне кажется, реже.

Ожидание некой финальной линии посреди истории, появляющееся вместе с культурой и ее конечностью, изучено плохо. Ну или может я плохо искала на эту тему или искала не там.

0
168.291 GOLOS
На Golos с July 2017
Комментарии (12)
Сортировать по:
Сначала старые