Разрушенная Пальмира, захваченные музеи: зачем террористам памятники культуры?

Сирия до недавних времен вообще была не на слуху, а между тем, с точки зрения культурной она во многом даже более интересна, чем, например, Египет и его египетские пирамиды.

Фото: Триумфальная арка в Пальмире.  sedmitza.ru 

Сирийскую Пальмиру в мире историков и культурологов считают археологической жемчужиной Ближнего Востока, а Триумфальная арка, расположенная в этой стране, кстати, украшала у многих учебники по истории в школе. А не так давно плохие ребята из запрещенной в России террористической группировки ИГИЛ ее взорвали.

Те, кто следят за новостями, могут заметить, что это не единственная культурная и архитектурная ценность, которую разрушили террористы. За последние несколько лет они уничтожили десятки памятников, некоторые из них ну очень важные и значимые для всего мира, например, они разгромили музей в городе Мосул, уничтожили три наиболее сохранившиеся погребальные башни в Долине гробниц в Сирии и много-много других прекрасных строений. В СМИ даже можно найти списки таких потерянных памятников. Разрушенные статуи, здания — это шедевры вавилонской, шумерской и ассирийской культур.

Логичный вопрос - зачем?

А вот в чем, дело.

Уничтожение символов чужой культуры характерно практически для всех религий в период, когда они приходят на новые территории.

Ситуация с боевиками кажется странной просто по одной простой причине: в последние пару сотен лет такое почти не делали уже нигде, потому что, в целом, культурно-религиозные отношения в мире были сформированы. Почти, потому что в СССР в некотором роде было что-то схожее, но там религия искоренялась без какой-либо замены.

Однако, давайте вспомним крещение Руси. Не то, чтобы вспомним сами, но ведь другие записывали. Например, при крещении насильственно уничтожали идолов и капища. На их месте ставили храмы.
Но даже так далеко можно не ходить и съездить в Калининград, где есть не совсем аналогичный пример, но близкий по времени: там сносились старые замки и кирхи, а на их месте строилась убогая советская архитектура. Разница в этом случае есть, поскольку это все делалось после захвата чужой территории, а в Сирии все-таки передел культурной власти внутри одной страны, но все равно очень грустно, когда смотришь на советские панельки вместо красивой немецкой архитектуры.

В случае с Сирией есть еще одна особенность, исключительно религиозная, согласно некоторым источникам в религиозных писаниях есть цитата исламского пророка о том, что «Ислам стирает прошлое». Кроме того, пророк в легендах, приходя в город разрушал статуи.

Однако, есть еще один способ вытеснения одной религии и культуры другой, на мой взгляд, более цивилизованный, если тут уж можно говорить о цивилизованности. Так, например, в Осло есть храм, который построен из прямостоящих бревен, что, согласитесь, вообще прикольно само по себе, а еще он очень древний. Он был еще языческим, а когда на эти территории пришло христианство, то его просто переосвятили. И делов-то!

В Италии есть такой храм, где есть еще в подвале гробницы древних римлян (они были очень маленького роста!), а вверху — обычный католический. Католики просто по чуть-чуть его меняли, чтобы люди, привыкшие ходить туда раньше, продолжали ходить и после его «переориентации».

Кстати, Италия вообще в этом смысле какой-то праздник, например, миланский ж\д вокзал Централе — это исключительно фашисткая архитектура, которая религией не являлась, но имела свою идеологию, символику и прочее. Никто не снес красивое здание вокзала, когда страна сказала «пока» идеям Бенито Муссолини, просто стерли фашисткую символику и пользуются архитектурным памятником до сих пор по прямому назначению.

pskкультураобразование
25%
12
90
394.203 GOLOS
0
В избранное
Человек с ноутбуком.
90
0

Зарегистрируйтесь, чтобы проголосовать за пост или написать комментарий

Авторы получают вознаграждение, когда пользователи голосуют за их посты. Голосующие читатели также получают вознаграждение за свои голоса.

Зарегистрироваться
Комментарии (3)
Сортировать по:
Сначала старые