Зачем людям графити и почему так хочется написать плохое слово на стене
Принято считать, что пишут на стенах, столах, партах и любых других подручных предметах люди от небольшого ума и недостатка культуры. В школе за такое могут вызывать родителей, а в публичных местах выписывать штрафы.
И все-таки рука людей в самых неожиданных местах все-таки тянется к неизвестно откуда взявшемуся маркеру, чтобы написать слово из трех букв, а если нет маркера под рукой, хотя бы к ключу, чтобы им-то уж точно, наверняка.
Зачем? Зачем люди делают это?
Дело в том, что графити (назовем это все так, даже убогие небольшие надписи на парте) на самом деле — это потребность человека оставить какой-то след о том, что он тут был, зафиксировать свое присутствие во времени и пространстве, а еще это потребность вступить в диалог, которая связана с сильным всплеском эмоций, когда нельзя не поделиться, когда очень нужно кому-то что-то сообщить, и сосед по парте не тот собеседник, кому это можно рассказать. Занятно, но на самом деле подобные бессмысленные и не очень культурные рисунки и просто росписи — это еще и довольно экзистенциальная штука, они показывают внезапную и очень сильную потребность человека отметиться каким-то образом, что он есть и он здесь. Посадить дерево или родить ребенка в качестве доказательства прямо здесь и сейчас нельзя, а вот взять маркер и написать что-то — пожалуйста. Поэтому так часто можно встретить надписи в каких-то культурных местах, например, на древних развалинах на вершине горы то и дело можно найти какое-нибудь имя, слово или даже стихи.
В филологии (а именно эта наука занимается изучением этого явления) есть определение таких вот надписей — это “высказывание, зафиксированное в пространстве в определенное мгновение, является коммуникативным актом, независимо от наличия адресата, к которому оно обращено, ибо адресат так или иначе предполагается, даже в случае, когда высказывание оказывается обычным самовыражением, всплеском эмоций и т.п. ...”. То есть, графити в любом виде — это потребность пообщаться с обществом, поспорить с кем-то анонимно (вспомните диалоги на парте или на стенах туалета).
Тут получается забавный факт. Известный всем сегодня троллинг в интернете и вот эти шутки на тему «в интернете кто-то не прав» отчасти имеют ту же самую природу, что и надписи на стенах. Это такая же потребность поговорить не с конкретной личность, а с обществом, с каким-то анонимным и абстрактным человеком, желание оставить комментарий — оттуда же. Все это механизмы, которые помогают человеку успокоиться, почувствовать, что да, парень, ты все еще здесь и можешь высказываться. На мой взгляд глупо пытаться запретить людям выражать свои эмоции таким образом. Эта потребность слишком древняя и держится с тех времен, когда мы рисовали быков на стенах пещер.
Некоторые, правда, пытаются ее использовать и делают это успешно. Например, предыдущий мэр Милана очень любил графити и позволял художникам, если они делают это красиво, раскрашивать скучные панельки, чтобы и городу приятно и художники взяли и расписались в вечности, ну или почти, потому что следующий мэр графити не любил и заставил эту вечность смывать. Или, например, на последнем Экспо Греция сделала в своем павильоне белые стены и маркеры, чтобы все желающие могли что-то на них написать. Стоит ли говорить, что через неделю они были исписаны все?
Потому что это художники и музыканты могут оставлять после себя столько всего, они каждый день создают, а ведь и простому человеку хочется как-то отметиться, что он это видел, он часть этой культуры, носитель этого языка и просто Вася, который был здесь.
Фото: prikol.is