Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
nataliaromashina
7 лет назад

Заводы не стоят: поэтика индустриального искусства или как рабочие попали на глаза художникам

Как правило художников всех видов и мастей любят противопоставлять работникам, так сказать, реального сектора экономики, тем, кто что-то производит.

Еще несколько лет назад были популярны смешные картинки о том, что заводы стоят, а фотографы тут фотографируют.

Но не всегда эти две далеких сферы противопоставлены друг другу. В некоторых случаях производство очень даже может быть близким искусству. В современном мире, например, достаточно популярны индустриальные фотокарточки, на которых дымящие трубы, стальные перекладины, бетонные конструкции создают художественное пространство. Все эти индустриальные дела активно используются в фотографиях на тему городской среды и в абстракциях, потому что в проводах и трубах легко найти гармонию композиции, цвета и света без какого-либо лишнего смысла, потому что человек со стороны все равно не поймет что там по этим трубам бежит, а почувствовать гармонию в их упорядоченности - легко.

Вообще, некоторые художники в 20 веке были сильно против индустриализации, они говорили о том, что это все губительно для природы и для искусства. Существовала такая философская франкфуртская школа, которая написала «Диалектику просвещения», где говорится в том числе о том, что «путь разума» и желание подчинить природу — плохо. Другие художники работали «под заказ», не испытывая особой радости, а еще есть третьи, кто действительно нашел вдохновение в этой теме, несмотря на ее внешнюю унылость.

Занятно, что на Западе было намного больше художников, которые писали картины об индустриальном мире в довольно мрачных тонах. В целом, конечно, это связано со свободой творчества, если бы в СССР была возможность самовыражаться, вероятно, было бы больше таких работ тоже.

Сейчас же в наследие нам осталось довольно много индустриальных работ, на которых живут своей жизнью совсем другие люди, непохожие на современного человека. 

Накануне в Мультимедийном Арт Музее Москвы состоялась выставка, на которой была представлена экспозиция «Индустриальный мир. Коллекция Челябинского трубопрокатного завода». Казалось бы! Челябинский трубопрокатный завод! Искусство! 

При этом, на мой взгляд, это очень интересная подборка, которая может быть прекрасным примером того, как прогресс способен вдохновлять творческих людей и примером того, как изображали в искусстве тех времен человека.

Тут и работы 20-х годов с преклонением перед техническим прогрессом, тут и 30-50-е гг, когда человек представлялся эдаким титаном. Конечно, все изображенное на картинах было далеко от реальности на этих же заводах, но художники приукрашивали реальность (как им это бывает свойственно) и создавали неплохие работы, с точки зрения творчества.  

Какие можно найти особенности у индустриализма в искусстве? Во-первых, нарочитая грубость, во-вторых, темные и "грязные" цвета, даже в тех работах, которые показывают некую романтику этих мест или людей.

От всех работ веет монументализмом, на картинах здесь нет просто людей, каждый человек-герой, каждое строение почти что гора, все надежно и стабильно. Реального живого человека тут почти нельзя найти. 

Занятно, глядя на эти картины, понимать, как изменилось представление о прогрессе за какие-то несколько десятков лет. И не только о прогрессе и науке, но и о самих себе. 

Вот для примера несколько работ петербургского художника Рубена Монахова, который сейчас рисует заводы:

Рядом с теми же трубами уже совсем настоящие жители городов и в самих городах легко угадать знакомые места. Трубы уже так не вдохновляют, но никто их стыдливо и не прячет как неприятную часть реальности. Просто часть жизни и городского пейзажа.

Будущее глазами современных художников стало куда более утонченным (как и настоящее), а сами люди намного более хрупкими и человечными.  Но это уже другая тема.

Фото:www.mamm-mdf.ru и rubenm.spb.ru 

2
189.850 GOLOS
На Golos с July 2017
Комментарии (3)
Сортировать по:
Сначала старые