Околофото: снимаем с естественным светом

Всем привет! Это уже восьмой пост их серии "Околофото" в которой мы обсуждаем вопросы, не связанные с фотографией напрямую, но в том или ином виде влияющих на результат. И сегодня мы поговорим о естественном освещении.

Мы часто слышим это выражение - естественное освещение - но что это такое? Это совокупность природных источников света - солнца и неба. Северное сияние, Млечный путь, светлячков и биолюминисцентные водоросли тоже, в принципе, можно отнести к этой категории, однако, условимся считать все вышеперечисленное экзотикой и исключить из сегодняшнего рассмотрения.

Итак, если подходить совсем уж строго, то естественный источник, который оказывает максимальное влияние на нашу жизнь, всего один - это Солнце. Если бы на нашей планете не было бы атмосферы, то типичное дневное освещение выглядело бы так: совершенно черное небо и яркий желтоватый шар. Кстати, на кадрах из космоса это очень хорошо заметно. Но поскольку атмосфера присутствует, то солнечный свет рассеивается в ней, причем голубая часть спектра рассеивается лучше всего, поэтому небо над нами такое синее. Таким образом, типичный случай естественного освещения, если наблюдатель стоит, например, посреди пустыни с черным вулканическим песком - это синее небо, которое занимает половину сферы, и яркий желтоватый шар.

Если мы возьмем в руки  лист белой бумаги и выйдем на улицу точно в полдень, то увидим, что бумага нормального белого цвета, как и должно быть. А вот если проделать этот опыт ближе к вечеру, то можно заметить, что лист бумаги окрасился в оранжевый цвет. Почему это происходит? В течение светового для условия освещения меняются следующим образом: Цветовая температура Солнца изменяется в пределах от 2000 К (на закате) до 5500 К (в полдень), а цветовая температура неба меняется от примерно 7000 К (на закате) до 20000 К (в полдень). И цвет листа бумаги, который мы держим в руках, и определяется смешением этих двух источников.

Благодаря такому положению дел, вытекает важное следствие любой фотографии: тени всегда синеватые. Почему? Все просто: солнечный (теплый) свет в тенях отсутствует, а есть только свет от неба - холодный. Этот факт необходимо учитывать при обработке, особенно при увеличении насыщенности. Часто встречаются фотографии, в которых яркость теневых участков была вытянута, а затем не очень опытный фотограф прибавил насыщенности по всему кадру. Тени после этого выглядят так, словно светятся синим цветом. Будьте внимательны, не допускайте такого.

Теперь плавно переходим к самому процессу съемки. Чуть выше мы выяснили, что из себя представляет естественный свет и как он изменяется в процессе течения суточного времени. Как это влияет на процесс фотографии? Довольно заметно. Подавляющее большинство фотографов предпочитает снимать с автоматическим балансом белого. Однако, в мое практике было множество случаем, когда автоматика камеры, мягко говоря, не справлялась с этой задачей. Например, утро в горах, фотограф находится в глубокой тени и только вершины гор едва окрашиваются желтым утренним светом. Камера уводит баланс белого в теплую область и при обработке приходится долго возиться с тем, чтобы вернуть цвета на место. Поэтому уже три или четыре года я снимаю с балансом белого, установленным в положение "Дневной свет". Сейчас я расскажу о преимуществах, которые дает этот способ. Несмотря на то, что это действительно удобно, многие не готовы принять мою точку зрения. Впрочем, я и не навязываюсь, так что решайте сами.

Представьте, что вы стоите в той самой пустыне с черным вулканическим песком. Перед вами ряд белых сфер, расположенных слева направо. Солнце садится справа и ваша задача заключается в том, чтобы снять панораму. Однако, прежде чем приступить, приглядитесь к сферам повнимательнее. Та, крайняя, что справа, находится со стороны закатного солнца. Теплые лучи отражаются от нее лишь вскользь, а вот синее небо открашивает ее практически полностью, от чего она кажется синей. Переведем взгляд на противоположный конец ряда. Крайняя сфера залита ярким желтым светом почти полностью и лишь по краю окрашена синевой. Но мы-то знаем, что все сферы - белые. А вот наша камера - нет. Представьте, что будет если начать снимать с автоматической настройкой баланса белого. Кадры слева уйдут в синеву, а справа - в теплоту. И потом при обработке мы получим ненужные трудности, пытаясь подогнать цвет двух соседних кадров, чтобы на небе потом не возникло полос. Да, я понимаю, что пример несколько утрированный, камеры становятся умнее, и можно даже использовать специализированный софт, который сможет достать из файла информацию без учета баланса белого. Но это все не для простых пользователей, к которым я причисляю и себя. Поэтому я рекомендую фиксировать баланс белого, как минимум при съемке панорам.

Понимать, из чего складывается естественный свет очень важно. Дело в том, что влиять на него мы не можем, однако, зная из чего он состоит, можно планировать съемку в то или иное время и добиваться нужного эффекта. Удачных снимков!


Предыдущие выпуски: 

Околофото: выбираем монитор

Околофото: выбираем монитор, обзор производителей

Околофото: поговорим о планшетах

Околофото: преимущества беззеркалок

Околофото: обзор производителей беззеркальных камер

Околофото: поговорим о штативах

Околофото: обзор производителей штативов


P.S. Напоминаю, что фотографии лучше просматривать в полноразмерном формате. Для этого следует нажать правой кнопкой мыши по картинке и выбрать "Открыть изображение в новой вкладке".

Подписывайтесь - будет интересно ;-)

C уважением, @neo

pskобразованиефотошколасолнценебо
66
-93.763 GOLOS
0
В избранное
neo
На Golos с 2016 M10
66
0

Зарегистрируйтесь, чтобы проголосовать за пост или написать комментарий

Авторы получают вознаграждение, когда пользователи голосуют за их посты. Голосующие читатели также получают вознаграждение за свои голоса.

Зарегистрироваться
Комментарии (7)
Сортировать по:
Сначала старые