Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
newodin
7 лет назад

Цветовосприятие в фотографии. Гармонирующие цвета на примере оранжевого и синего.

Всем привет! Сегодня будет немного о психологии восприятия цвета в фотографии в частности и в искусстве в целом. Капелька ликбеза с научной точки зрения в смеси с исторической подоплёкой и философской трактовкой на примерах моих старых работ. Статья публикуется впервые - и сразу на Голосе!

Цветовой круг Иттена.

Давайте пройдёмся по основам цветового контраста, цветовой гармонии и символике цвета. Для профессионалов в области визуального искусства не секрет, что у цветов существуют особые отношения друг с другом. В этой статье я расскажу немного о гармонии оранжевого и синего цветов, а так же их символике в истории и фотографии.  Одним из наиболее полно описывающих теорию использования цвета в искусстве учёных по праву считается Йоханнес Иттен. О синем цвете он пишет: «Чистым синим цветом называют цвет, в котором нет ни желтоватых, ни красноватых оттенков. Если красный всегда активен, то синий всегда пассивен, если относиться к нему с точки зрения материального пространства. С точки зрения духовной нематериальности синий, наоборот, производит активное впечатление, а красный цвет – пассивное. Все дело здесь заключается в «направлении взгляда». Синий цвет обладает мощью, подобной силам природы зимой, когда всё, скрытое в темноте и тишине, копит энергию для зарождения и роста. Синий всегда производит впечатление тени, а в зените своего великолепия стремится к темноте. Синий – это неуловимое ничто, которое всё же постоянно присутствует как прозрачная атмосфера. В земной атмосфере синий цвет разлит, начиная от светлейшей небесной лазури до глубочайшей синей черноты ночного неба. Синий привлекает нас трепетностью веры в бесконечную духовность. Для нас (европейцев) синий цвет – символ веры, как для китайцев он – символ бессмертия». Гораздо сдержаннее он даёт описание другого цвета: «Оранжевый цвет – смесь желтого с красным – максимально активен. В материальной сфере он обладает яркостью солнечного света, достигая в красно-оранжевом оттенке максимума активной, теплой энергии. Праздничный оранжевый цвет легко принимает оттенок гордой, внешней пышности».  На цветовом круге Иттена оранжевый цвет расположен напротив синего.  

Символизм цвета в философии и искусстве.

Нельзя забывать и о таком важном качестве цвета как символизм. На протяжении истории человечества цвет приобретал всё больше значений. Так, в Древнем Египте синий цвет отвечал представлениям об истине, небе, вечности. В Древнем Риме он был атрибутом Юпитера и Юноны, как богов неба и означал религиозное чувство, преданность и невинность. В Средние века в Европе этот цвет символизировал небо, был цветом вечности, смирения, благочестия, самопожертвования и кротости. В исламской традиции синий так же ассоциировался с мистикой, созерцанием, божественной сущностью. Возвращаясь к европейской традиции, Гёте трактует синий цвет как чистую энергию, цвет, создающий странное, невыразимое, мистическое воздействие, он холоден, отстранён. Позднее Кандинский будет говорить о синем, что он является «небесной краской», выражает покой и печаль, равнодушие к человеку. Оранжевый цвет проявился в символике намного позднее. В Древнем Риме оранжевый символизировал гордость и амбиции. Гёте характеризует его как положительный цвет, который «энергичнее» чисто желтого, он вызывает приятное и веселое чувство, которое вырастает до невыносимо-мощного в ярком желто-красном. Кандинский считал, что оранжевому присущи идеи радости, торжества и богатства, а так жесила, энергия, решимость, триумф.

Влияние цвета на восприятие фотографии.

Давайте посмотрим, насколько применимы законы цветовосприятия к фотографии. При рассмотрении фотографии, необходимо учитывать не только законы сочетаемости цветов, но и композицию построения кадра, эмоциональный посыл модели, а символизм цвета может придать кадру особую значимость, наполнить дополнительными смыслами. 

На первом портрете ниже можно увидеть доминирующий оранжевый цвет. За счёт практически медного оттенка волос, они выделяются на фоне светло-оранжевой кирпичной стены, а ощущение от "огненности" усиливает тёмно-синий пиджак. Отстранённый вид модели, очки, скрывающие глаза, поворот головы из кадра в сочетании с ярким цветовым контрастом усиливают общее впечатление от фотографии. Если рассматривать изображения с преобладающими оранжевыми оттенками, то можно обнаружить, что большинство из них обладают уникальной атмосферой. Оранжевый цвет в нашем сознании ассоциируется с теплом, светом, комфортом, лучами рассветного или закатного солнца. 

На крупном портрете синий с оранжевым даны в сравнимых пропорциях. Оба цвета играют, ярко обрамляя лицо модели. За счёт баланса распределения цвета в кадре, они не перебивают друг друга, не заглушают свой потенциал. Оранжево-красный цвет волос выглядит ярким пламенем, а тёмно-синий цвет пиджака в сочетании с голубым цветом глаз гармонизируют общее впечатление. За счёт сочетания тона одежды и цвета волос, подчёркивается образ уверенного в себе человека с ярким, сильным характером. Даже необычной формы очки не выглядят нелепо на снимке с этим юношей. Сочетание цвета волос с выражением лица модели, пожалуй, придают некую надменность портрету, но не делают его отталкивающим. Размещение синего цвета в нижней части кадра помогает усилить общее впечатление устойчивости, уверенности. Распределение по верхнему и нижнему краям кадра дополняющих цветов помогают концентрации на объекте расположенном в центре композиции.  Создание искусственных рамок при помощи гармонирующих цветов отлично помогает привлечь внимание зрителя, привести его взгляд к объекту, расположенному между ними. Особое внимание необходимо уделять и тоновому контрасту. При расположении светлого пятна в рамках тёмных тонов происходит максимальная концентрация внимания на объекте.

 

На следующем кадре доминирующим цветом является синий, в вариациях от светло-синего до насыщенного, глубокого. Отлично видно контрастную игру оттенков на фоне - в отражении дневного света и просвечивающих несущих балок конструкции. Сочетание доминирующих синих тонов и мечтательное выражение лица органично сочетаются и дополняют друг друга, рыжие волосы подчёркивает голубизну глаз. За счёт преобладающих синих тонов на фотографии можно увеличить ощущение скрытого потенциала, присущую этому цвету внутреннюю силу и гармонию. Отчасти по этой причине синий цвет так популярен у политиков и бизнесменов. 


Если тема цветовосприятия на фотографии вам была интересна - я буду признателен за комментарии и подписку на мой профиль. Буду рад конструктивным замечаниям. 



8
0.401 GOLOS
На Golos с May 2017
Комментарии (8)
Сортировать по:
Сначала старые