Книжные дела-2

Продолжаем тему книжных гадостей и радостей. Заметки читающего на полях. Кстати, поля обязательно должны быть, чтобы на них можно было черкать и делать всяческие пометки. Я уверен, что авторы бы одобрили. Книга это не место для священного трепета, это место для работы мысли и всячески радостей. Поэтому не стесняйтесь ставить галочки, смайлики, знаки вопроса и всяческие нотабене.
Продолжим возмущаться и восхищаться (как повезет).

6

Уродская верстка. Один из корифеев книжного дела и автор хорошего учебника Джеймс Феличи, говорил как-то «с появлением настольных издательских систем, возможности для отвратительной верстки стали поистине безграничными». Подписываюсь под каждым словом.

Как пример безобразия хочу привести книгу, в которой не было содержания. Очень хорошая, с точки зрения содержания работа. Учебник. Без содержания. Я бы их проклял, но издание уже закрылось.

Другие дуремары умудрились поместить номера страниц у корешка. Не страшно? Смешно? А вот представьте, что вам надо срочно найти 246 страницу, и вы вынуждены не просто отгибать краешек страницы, а практически выворачивать ее наизнанку, чтобы увидеть циферку, притулившуюся на уровне внутреннего поля. И вам сразу расходчется смеяться. Если они хотели так произвести впечатление, то у них получилось, тут не поспоришь. По принципу все пиар, что не некролог. Слабоумие и отвага, короче.

Но даже если не брать такие очевидные ляпы, неправильно подобранный интерлиньяж (как тесно строки расположены между собой) могут убить желание читать. Это становится физически тяжело делать. Проверено на себе.

Такие дикости — результат того, что в профессию (я имею ввиду верстку и книжный дизайн) пришли те, кто не знает основ книжного дела и не знаком с культурой оформления книги от слова «совсем». Если верстальщик не знает, кто такой Альд Мануций, то скажу мягко: ему еще есть куда расти. Много расти.

Особенно обидно, что даже цена книги не спасает от некачественной верстки. Несколько лет назад я купил два больших художественных альбома — Альбрехт Дюрер и Сандро Боттичелли. У меня кончились матные слова. Там все было сделано дорого и плохо. Если мне будет не лень, я как-нибудь напишу текст с фотографиями и пояснениями.

7

Там море ошибок. Я страшно неграмотный товарищ, но даже мне иногда становится плохо. Особенно плохо тем, кто застал советское время, когда все, что выпускалось проходило через корректуру. Линейную и ревизионную. То есть минимум два раза. Я уж не говорю о редакторской, научно-редакторской и авторской правке. Всякие материалы съездов читали в 6 подходов, и встретить ошибку там было почти нереально.

Именно поэтому, старшее поколение может оценить написание слова, просто написав два варианта. Они могут сказать «не знаю правила, но этот вариант — правильный». Просто потому, что они не видели неграмотно написанных слов, и в голове это село. Тупо зрительная память. В этом смысле, родившимся в эпоху интернета много хуже. Они-то видят весь спектр возможных вариантов написания. Включая самые дикие (кроме, разве что, верного).

8

Надо развивать критическое мышление. Очень уж много дряни. Тут я в основном про научно-популярную литературу. Каждый псих может издать что угодно за свои деньги. Тираж и рецензии на обложке ни о чем не говорят. Но это и плюс. Жизнь заставит — еще не так раскорячишься.

Дрянь издавалась и в СССР, но это была другая дрянь.

9

Огромный ассортимент — очевидный плюс. Это здорово, что можно получить несколько книг на заданную тему, но у этого есть оборотная сторона. Очень много дублей. Зачастую в книге публикуется то, что уже написали другие люди. Просто другими словами. Особенно это касается научно-популярной литературы. Поэтому, чтобы не лохануться (особенно, если ты покупаешь в интернет-магазине) надо сравнивать содержания. Иногда бывают наглые переиздания одного и того же под разными названиями. Ну и читать комментарии уже купивших.

Если речь идет об авторских монографиях, то там повторов не будет, но там другая засада. Нишевые издания, как правило, выходят тиражом 300—500 экземпляров. Если ты не смог их купить сразу же, ты их никогда больше не увидишь. Часто это книги издаваемые при кафедрах университетов. Мне как-то пришлось поставить на уши всех знакомых, чтобы мне привезли книжку из Ярославля с их психфака. Так что маленькие тиражи — это боль. Боль, которую приходится терпеть, ради огромного ассортимента.

Все это приводит к тому, что развился вторичный рынок книг. Alib.ru или LibeX – сайты, где можно поискать старые (или новые) издания с рук. Правда цены там иногда хуже чем в магазинах. Продавцы, понимая, что книга редкая и тираж уже весь разошелся, хотят иногда реально многие тыщи.

Еще один сайт для поиска книг (ищет по всем интернет-магазинам и на упомянутых выше алибе и либиксе) — findbook.ru. Данные не всегда свежие, но можно хотя бы сравнить цены и выбрать что-то поскромнее.

10

Дороговизна 2.0. Электронные книги стоят немногим дешевле бумажных. Если не учитывать желание издателя кушать ооочень вкусные бутерброды и летать личным самолетом, то я не вижу этому никаких причин. При этом, ни один из знакомых авторов не стал жить лучше.

А ведь главные аргументы за электронную литературу были – простота распространения, минимизация стоимости (не логистики, ни стоимости бумаги – а именно она дороже всего стоит), и выгода для самих авторов. Если это все и работает, то как-то по-другому.

11

То, на что я сейчас буду жаловаться, моя личная проблема. Но и блог мой личный. Поэтому я не удержусь. Если взять учебник по теориям игр, там будут замечательные примеры. Подробные и понятные… для американца. Потому что касаются они зачастую сфер, которые для американца очевидны, а для нас нет. Бейсбол, выборная политическая система в США.

А ведь они еще начинают (как я уже писал выше) приближать к нам героя примера. Будут рассказывать про этого игрока, про то, как ему жилось в детстве, про то, какой у него дом в ипотеке, будут нести тысячи бессмысленных подробностей. И все это про то, о чем ты не имеешь ни малейшего понятия. И вот сидишь ты, сочувствуешь какому-то типу (одно имя которого заставляет сердца всех американцев биться быстрее) и зеваешь. Все эти базы, питчеры, страйки, квотербреки... Аааа!

12

Засилье авторских прав. Я понимаю, что автору хочется есть, но вот эти «70 лет после смерти». И наследники, которые сами ничего не сделали, но хотят вкусно жить с чужой работы. Беее… Раздражает. Как только заканчиваются авторские права авторов, в ход идут авторские права передочиков, и издателей. И во всей этой юридической вакханалии рады только издатели.

Подозреваю, что сами авторы, будь они живы, с того света позволили бы это издавать бесплатно. Потому что издатели их самих достали при жизни. Как вы поняли, я отстаиваю точку зрения обычного читателя. А издатели в нашем мире не так уж необходимы. И их услуги, на мой взгляд, сильно переоценены.

13

Огромным плюсом современного книжного рынка является его мобильность. Книги переводятся и издаются с космической быстротой. Какой-нибудь Гарри Поттер, переводится за полгода (вопрос качества остается открытым). Но в любом случае, доступность для нас зарубежной литературы и скорость книгоиздания поражают.

14

Раздражают продажные уловки. Какой-нибудь Кови, в своей 168 страничной книжке будет ссылаться на другие свои книжки 6 штук, со словами «там вы все подробно узнаете». Но зная Кови, я почти на 100% уверен, что там будет та же самая мысль, и 234 000 примеров одного и того же, но на разном материале. Мы помним, главное — продажи.

Что ты прицепился к продажам?

Спросит меня экономически ориентированный читатель. В принципе, ничего. Если мои интересы удовлетворяются. А они не удовлетворяются. Потому что учебник по теории игр, который я недавно заимел (мне сделали подарок, спасибо большое, Антон), стоит 3400 рублей. Это составляет половину ставки преподавателя.

Причем, дело даже не в том, что мне или кому-то еще может не хватить денег. Просто ориентация на доход, она уродует рынок в целом. Именно она приводит к водянистой верстке, систематическому отбору дурацкой, но простой литературы в ущерб более сложной. Существенно ограничивает авторов, через условия, которые им предъявляют издатели. Значительного снижения качества выпускаемой литературы (в том числе обилие ошибок), и так далее.

В экономике есть такое понятие, как миссия организации. Причем отдельно оговаривается, что миссией не может быть получение дохода. В идеале, доход должен быть побочным эффектом, от выполнения миссии. Это не случайно. Ориентация на доходность приносит ущерб содержанию. Что мы можем видеть на голосе эпохи бустеров.

С проблемами на Голосе можно как-то смириться. Ну не будет его и ладно. Будут другие сети. Завести их не так-то и сложно. А вот постепенная деградация отрасли очень печальная штука. Потому что какие-то вещи передаются изустно. Если традиция качественного книгоиздания пропадет, то ее можно будет и не восстановить. Портить просто, исправлять сложно.

Другая сторона высоких цен заключается в том, что книга превращается в элемент роскоши. Один знакомый недавно мне сказал, что вполне может позволить себе электронную книгу за 800 рублей. Думаю, тут сыграло не последнюю роль то, что он в год читает 2 книги. С такими темпами и правда не разоришься. Открытым остается вопрос, как быть, если тебе надо их 250 в год.

Кто ты такой, чтобы критиковать, малыш?

Ну, меня зовут Григорий, и я анонимный сами понимаете кто. Кто-то пьет, я – покупаю книжки. За 8 лет я приобрел больше 1200 книг. В основном это наука, психология, немного художки. Как раз ее я обычно качаю и читаю в электронном формате, и она не входит в статистику. Сразу признаюсь, не все из купленного мной прочитано. Тех, кто считает, что это читерство, отсылаю к эссе Умберто Эко. Покойник умел отвечать на такие вопросы. По-моему, их было целых два.

Кроме этого я 10 лет отработал дизайнером и верстальщиком, так что имею некоторое представление о том, как это было, есть и должно быть.

Итог

Как вы уже заметили, я не только ругал, но и хвалил современный книжный рынок. Он нравится мне мобильностью, разнообразием. Помимо дельцов есть много чудесных людей, которые как думают не только о деньгах (или вообще о них не думают). Всем этим людям я очень благодарен. В частности, Дмитрий Зимин, его «Династия», которая издавала столько чудесной литературы, пока ее не прикрыли.

Очень хочется пожелать всем этим людям добра и успехов, несмотря на их материальную неухватистость. Как и всем тем, кто пишет. Потому что заработать этим много точно не получится. Так что мы все, когда держим в руках хорошую книгу, имеем дело с одним (или несколькими) фанатиками своего дела. В хорошем смысле этого слова. Удачи вам, ребята.

Фото pixabay. Лицензия CC0.

pskобразованиекнигиличное
25%
0
234
445.379 GOLOS
0
В избранное
Григорий
Телеграм @grrnikonov
234
0

Зарегистрируйтесь, чтобы проголосовать за пост или написать комментарий

Авторы получают вознаграждение, когда пользователи голосуют за их посты. Голосующие читатели также получают вознаграждение за свои голоса.

Зарегистрироваться
Комментарии (5)
Сортировать по:
Сначала старые