Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
nikonov
6 лет назад

Три шага на пути к личности

Рождается ли человек человеком? В «Записках и выписках» М.Л. Гаспарова как-то промелькнуло: «Гиппотерий — предок лошади. Мегатерий — предок слона. Мы — предки людей, предки настоящих людей». Это, на мой взгляд, очень верно.

Людьми не рождаются, людьми становятся. Ими выделываются. Не в смысле «выеживаются». Просто это долгая и сложная работа, для совершения которой надо приложить большие усилия по выделыванию, выращиванию себя. Результатом этого процесса является личность.

Подозреваю, что от таких общих слов вас тошнит: личность, человек с большой буквы «Ч», саморазвитие, бла-бла-бла... Я предлагаю заглянуть за частокол красивых слов, и попытаюсь понятно рассказать о том, когда и как появляется личность, чтобы любой прочитавший текст, мог сказать про себя (или про других людей, которые его окружают) — кто они есть. Короче, что означает понятие «личностный рост» и как это «человек растет?». А до того как он стал личностью он кем был? Крокодилом? Нужны формальные критерии. Их есть у нас.

В современной российской психологии образно говорят о трех рождениях. Платон говорил о двух, но, черт возьми, какой-то прогресс должен быть! Поэтому три.

Первое рождение

Психологи говорят о трех этапах развития, трех рождениях. Первое рождение очевидно. Для того чтобы стать человеком, надо родиться. Только учтем, что после рождения человек следующие несколько лет развивается уже вне утробы матери. Получается, что первое рождение это достаточно долгий процесс. Пока сформируются подкорковые центры, кора, пока созреет его человеческий организм. Впрочем, мне как психологу скучно про это говорить. Это дело физиологов. Главное, застолбили идею: надо родиться биологическим существом. Но этого, как вы понимаете, мало.

Феномен горькой конфеты (второе рождение)

Как и многое в науке, психологи открыли этот феномен случайно. Изучались какие-то аспекты решения задач и мыслительной деятельности у детей дошкольного возраста. Эксперимент был примерно такой: детям давали задание, которое со временем становилось невыполнимым. Например, «достать предмет, не вставая со стула». Дизайн эксперимента мог быть разным — или незаметно отодвигался стол, или предмет перекладывался так, чтобы ребенок этого не замечал. После этого экспериментатор выходил из комнаты, но продолжал наблюдать за ребенком, через односторонне прозрачное зеркало.

Сначала ребенок безуспешно пытался выполнить задание. После этого он терял терпение (в 5—7 лет это не занимает много времени) и вставал со стула. Тем самым он оказывался ближе к желаемому и получал физическую возможность взять вещь в руки. Обрадованный, он садился на место. Надо отметить, что все это ребенок делал не специально. Все получалось «само» — ему было скучно сидеть, он вставал, предмет оказывался в пределах досягаемости, получив желаемое, ребенок садился, по факту выполнив задание.

После этого в комнату заходил психолог и начинал хвалить ребенка: «Молодец, ты справился! Получи награду — конфету». И вот дальше некоторые дети выдавали интересную реакцию. Они отказывались под разными предлогами от конфеты. То есть обычно «дайте две», а тут «что-то не хочется». Как вы понимаете, взрослый всегда переупрямит ребенка, поэтому экспериментатор рано или поздно справлялся со своей задачей — ребенок ел конфету. Но не получал от этого никакого удовольствия. Иногда ребенок начинал плакать. На вопрос, что такое, неужели конфета не сладкая, он мог ответить «Горькая!». Субъективно горькая — только для него.

Что же произошло? На самом деле, это революционное событие в жизни ребенка и тех, кто его окружает. Очень торжественный и, увы, болезненный момент. Ребенок научается воспринимать правила как руководство к действию. И нарушение этих правил переживать как преступление. У него появляется совесть. Второе рождение – это рождение совести. Те, кто шутят, говоря, что совесть — это голос, который шепчет, что за нами могут наблюдать, не так уж неправы.

Необыкновенно красивым примером (оценочное мнение!) этого факта является сцена в «Возвращении» Звягинцева. Ребята договариваются прыгать с вышки. Но один из них струсил. И никак не может прыгнуть, потому что страшно, и уйти тоже не может, потому что ну кто он после этого. Другие ребята уходят домой, он остается на вышке один, и туда приходит мать. Она уговаривает его пойти домой. Мальчишка отказывается. Тогда она говорит ему «пойдем домой, скажем, что ты прыгнул, никто не узнает». На что он дает пронзительный ответ «я буду знать». Вот это — когда ты сам знаешь о себе.

Умение следовать извне заданным правилам — «второе рождение». Через него проходит подавляющее большинство людей. Это условие нормальной жизни в социальном обществе. Если его пропустить, то получим что-то близкое к социопату. Очень трогательно о важности этого момента говорил патриарх советской психологии А.Н. Леонтьев: «...я очень рад, что мне удалось всунуть в последнюю минуту моей речи слово «совесть». Потому что если вы дадите мне учение о личности без этого слова, я, наверное, скажу, что это учение о чем-нибудь, только не о личности. В лучшем случае о личности, потерявшей совесть».

Тем не менее, это не все. Этого уровня достигают почти все люди. Так что же такое тогда личность? Человек с большой буквы «Че».


Питер Брейгель Мужицкий, Вавилонская башня (фрагмент)

Человек как ценность (третье рождение)

Такой подход развивает в нашей психологии В.А. Иванников. Он говорит примерно так. Личностью человек становится тогда, когда начинает воспринимать других людей как ценность. То есть чем-то большим, нежели помехи или предметы окружения, которые могут ему помешать или помочь.

То есть, если вы уступили место тетеньке, чтобы она не кричала и не портила вам настроение, то это не личностный поступок. Не потому что он плох (психология вообще не ставит оценок и не занимается вопросами что есть хорошо, а что плохо), а потому, что вы человека не воспринимаете как ценность. Как что-то важное самое по себе. Это стратегически верный, культурный, рациональный, уместный шаг, но не личностный. Личностным он станет тогда, когда вы эту тетеньку пожалели – «ей же неудобно». Разница в том — кто был важен.

Примерно об этом же говорил Иммануил КантЧеловек не может быть средством, только ценностью. Это и есть высший уровень личностного развития.

Можно сказать, что в этот момент мы расширяем свое «Я» до другого человека. Включаем его в себя. Люди же заботятся о себе, верно? Вот и тут, вы заботитесь о Другом, потому что не видите особой разнице между ним и собой. Вспоминается старая цитата из Джона Донна«Не спрашивай, по ком звонит колокол. Он звонит по тебе». Замечание в сторону: удивительно, как совершенно разные люди из разных стран, разных времен, с маниакальным упорством твердят одно и то же. Поэт-богослов, философ, психологи, просто хорошие люди (я говорил, что психологи не ставят оценок, но, будем считать, что я сейчас частным порядком ))) ).

Такое отношение встречается не так уж редко, как могли подумать скептики. Так относятся друг к другу близкие люди. Дети, родители, друзья. Это не гарантировано, но бывает. В тот момент, когда ребенок говорит «Мама спит, она устала, вот и я шуметь не стала…» это личностный поступок. Другое дело, что ребенок вряд ли может долго вести себя таким образом. Но, вообще говоря, это уже личностный уровень.

Нафига это надо? Это полезно. Последние несколько статей я пишу про самый полезный вопрос «Зачем?». Чтобы написать хороший отзыв, понравиться человеку – надо задаваться вопросом – «зачем ему это надо?», «что ему интересно?». Такие вопросы естественны для человека, ориентированного не только на себя. Вы станете приятным собеседником, если начнете беречь тех, с кем общаетесь. Интересным рассказчиком, если будете писать о том, что любопытно вашем читателям. «Зачем им?», а не «Зачем мне?»

Грустная новость заключается в том, что тут не работает правило несгораемой суммы. Если вы однажды были добры, порядочны или честны — это не означает автоматического продления этих качеств. Это не девственность — потерял и все. Вчера вы были честны, а сегодня уже нет. Чтобы им оставаться, надо постоянно совершать усилие. Именно об этом говорил М.К. Мамардашвили«постоянное усилие быть человеком». Он приводит чьи-то (хоть убейте, не помню!) слова «на вчерашней добродетели нельзя спать». Ее надо возобновлять каждый день.

Поэтому-то и про личностный уровень нельзя сказать, что он нами полностью завоеван. Приходится постоянно проверять себя, а где ты сейчас находишься. Чем ты руководствуешься в своих поступках.

Иногда, как в случае с местом, которое вы уступили, может возникнуть вопрос — а почему вы это сделали? Да, вы пожалели бабушку. Но, при этом, вы же не будете отрицать того, что сэкономили нервы? Снаружи ответить нельзя. Но сам человек знает, чего в его поступке было больше — сострадания или желания комфорта.

Хотелось бы предостеречь от фиксации на «хороших поступках». Те же вопросы надо задавать себя и тогда, когда ставите ребенка в угол. Ребенок плачет, а поступок при этом личностный. Вопрос в том, чем вы руководствовались, когда наказывали его — интересами ребенка или ради собственного спокойствия? Ответ можно дать только «изнутри». Это еще одно отличие третьего рождения от первых двух — его неочевидность.

Как показала практика, третье рождение дается нам сложно, удерживаться постоянно на этом уровне сложно. Едва ли это вообще возможно. Разница проходит между теми, кто там был, и теми, кто даже не понимает, о чем идет речь.

Если вы, когда читали слова про Канта и «человека как ценность» понимали, о чем речь, поздравляю — это уже большое достижение.

Фото pixabay. Лицензия CC0

1
51.813 GOLOS
На Golos с August 2017
Комментарии (8)
Сортировать по:
Сначала старые