Айзек Азимов о библейской картине сотворения мира и человека

azimov.jpg

Хочу рассказать о книге, которую я прочел очень давно - это книга Айзека Азимова «В начале». Мне страшно нравятся качественные научно-популярные книги. Мне нравится, когда о сложных проблемах рассказывают просто и спокойно, без споров и не принуждая читателя разделять убеждения автора, его злость, негодование, гнев, обиды, комплексы и т.д. Ученый должен оставаться ученым даже тогда, когда он художник, когда он выступает в роли автора занимательной и содержательной книги. Азимов, на мой взгляд, справился с этой задачей блестяще.

Книга «В начале» вышла еще в советское время и, конечно, она соответствовала официальной идеологии атеизма, но вместе с тем, она дала мне больше, чем может дать просто антирелигиозная книжка, я не стал бы рассказывать о такой литературе. Азимов совершенно замечательный писатель и он, будучи просветителем, справляется с этой задачей так, как с ней не справился бы посредственный автор.

В данной книге, он рассказывает о первых главах, о первых стихах Библии, но рассказывает по своему. Он берет стих за стихом, текст из Книги Бытия, пересказывает содержания каждой из этих глав и сопоставляет с теми научными фактами, которые он считает наиболее признанными теориями. Самое интересное начинается, когда он рассказывает о том, как выглядит библейская картина и как выглядит современная научная картина мира, начиная с Большого взрыва, начиная с динозавров, начиная с истории всемирного потопа, начиная с истории грехопадения.

Те, кто считает себя верующими людьми, они не оскорбляются этой книгой, потому что вот эти две картины мира - они довольно четко разделены. Азимов не претендует на то, что он знает, где истина. Он просто и четко говорит, что Библия для него очень интересный исторический текст и он этот исторический текст готов анализировать строчку за строчкой, со всем мыслимым уважением, сопоставлять с другими текстами, с историческими данными и т.д. А научная картина мира - это для него та реальность в которой он живет, существует, действует и которую он готов описывать, как популяризатор, как человек распространяющий научные знания. И ему это прекрасно удается.

Книга «В начале» впервые заставила меня задуматься о том, что такое история всемирного потопа, о том, где создавались тексты, мифы, легенды, где создавались сюжеты, которые позже, частично отразились в Книге Бытия. Они создавались на плоской равнине шумерских городов, где невысокие глиняные холмы возвышались над абсолютно ровной поверхностью. Даже небольшой разлив воды, вызывал катастрофические последствия и вызывал картину полного исчезновения суши на Земле, что было реальным бедствием. И вот это сопоставление, сопоставление Библии и «Эпоса о Гильгамеше», других историй, которые в этой книги из главки в главку переходят, для меня впервые прозвучало именно в этой книге. Прозвучало очень спокойно, очень взвешено и что-то расставило по своим местам.

Я призываю прочитать эту книгу всем, кто интересуется Библией, как классическим текстом, который необходимо знать, понимать, потому что без знания Библии всей остальной литературы не существует. И призываю прочитать ее всем тем, кто хотел бы в занимательной форме побольше узнать о самых разных разделах современной науки, начиная с археологии, истории, культурологии, мифологии и кончая космологией, астрономией, физикой, химией и другими точными науками. Все это небольшими порциями, очень интересно, увлекательно и совершенно доступно, ни единого непонятного места для читателя не имеющего специального образования.

Я думаю, что к Азимову можно предъявить множество претензий по поводу толкования отдельных стихов Библии, по поводу изложения отдельных научных теорий, кое-что в науке существенно устарело за те десятилетия, что прошли с написания этой книги. Но в целом, книга остается очень актуальной и я ее советую именно как легкое чтение для всех, кто хочет немножко «проветрить голову», освежить свои взгляды на эту картину.

И кроме всего прочего, я хочу сказать, что ни одна критическая, посвященная Библии работа, ни одно истолкование каких-то ветхозаветных историй, никогда не отменит того нравственного зерна, которое содержится в «Нагорной проповеди» и «Евангелии», лично для меня например. Я не вижу никаких причин игнорировать эту книгу верующим людям, потому что такое дотошное, буквалистское толкование каждого стиха, сейчас в принципе неприменимо. Понятное дело, что эта история мироздания, которая открывается нам в Книге Бытия, рассказана языком мифа, языком некой сказки и толковать ее слово за словом, на мой взгляд, можно только в контексте всемирной культуры, где все это обретает колоссальный смысл, значение. Все это порождает сотню других книг, текстов, теорий и является продуктом развития всей человеческой цивилизации до написания этих библейских книг.

Читайте, эта прекрасная научно-популярная книга хороша тем, что подходит, и верующему, и неверующему, и человеку любящему фантастику, а Азимов известен прежде всего именно как фантаст, и человеку, который любит серьезную, не жанровую литературу. Фантастика - очень серьезная литература и Азимов это понимал, он всю жизнь писал только хорошие книги. Может быть кто-то и найдет у него плохие тексты, но я от всей души рекомендую, как его художественные вещи, так и книгу «В начале». Это действительно впечатляющая работа.

pskкнигирелигиянаука
28
0.665 GOLOS
0
В избранное
Рамин
Пишу с ошибками, но от души
28
0

Зарегистрируйтесь, чтобы проголосовать за пост или написать комментарий

Авторы получают вознаграждение, когда пользователи голосуют за их посты. Голосующие читатели также получают вознаграждение за свои голоса.

Зарегистрироваться
Комментарии (7)
Сортировать по:
Сначала старые